Следующая новость
Предыдущая новость

Взаимовыгодное сотрудничество России и Китая по созданию Арктического Шёлкового пути

16.04.2021 12:57
Взаимовыгодное сотрудничество России и Китая по созданию Арктического Шёлкового пути

23 марта 400-метровый контейнеровоз «Эвергрин», шедший под флагом Панамы из Китая в Роттердам, сел на мель в самой узкой части Суэцкого канала. По данным экспертов из страховой компании «Альянс», прямые убытки для мировой торговли в результате этого инцидента могут составить 230 млрд. долларов.

Компания «Альянс» отмечает также, что в 2019 г. Через канал прошло 19 000 судов, которые перевезли 1.25 млрд. тонн грузов, что составляет около 13% мировой торговли. Вследствие данного инцидента цены на грузоперевозки рванули вверх. По данным Bloomberg, доставка одного 40-футового контейнера из Китая в Европу сейчас обходится почти в 8 тыс. долларов, а год назад это стоило в 4 раза дешевле.

Северный морской путь (СМП) через Северный Ледовитый океан вернулся в информационное пространство. Этот маршрут является кратчайшим путём между Азией и Европой, и доставка грузов по нему происходит на 30% быстрее, чем по другим морским маршрутам. Но коммуникации по нему затрудняются суровыми климатическими условиями и сложной ледовой обстановкой. В восточной части СВМ толщина льда зимой превышает 4 метра. И несмотря на потепление в Арктике, проход по этому пути возможен пока только с мая по декабрь.

Кроме того, у СМП есть и другие недостатки. Его инфраструктура ещё не готова принимать большое количество крупнотоннажных судов, поскольку вдоль этого маршрута нет оборудованных портов. Грузоперевозки требуют постоянного ледокольного, навигационного, гидрографического и метеорологического сопровождения судов. Суда идут через районы повышенного риска, что повышает страховые премии. Активное маневрирование среди ледовых полей значительно увеличивает расход топлива. Проливы, через которые проходит этот маршрут, серьёзно ограничивают осадку и тоннаж проходящих по ним судов. Так, глубина в проливе Карские ворота 21 м, а в проливе Санникова – всего 13 м. Поэтому здесь могут проходить только суда вместимостью не более 4500 TEU (20-футовый эквивалент). Например, современные контейнеровозы Triple E-класса могут перевозить 18200 TEU.

Российское правительство понимает сегодняшние проблемы транспортировки товаров по СМП. Зам. Премьер-министра Юрий Трутнев 31 марта заявил журналистам, что в настоящее время транспортировка по СМП на 30% дороже, чем через Суэц. «Мы обязаны снизить стоимость грузоперевозок через Севморпуть. Если для этого потребуетмя отдельная государственная программа, отдельная поддержка, то это нужно делать», — предлагает он.

Китай также проявляет большой интерес к развитию арктического маршрута. 14-й Государственный пятилетний государственный план Китая, принятый 12 марта, подтвердил заинтересованность Пекина в дальнейшем развитии Арктического Шёлкового пути, как составной части более широкой Инициативы Пояса и Пути. Ещё в 201г . Национальный комитет по развитию и реформам и Государственное управление океанографии Китая назвали Арктический Шёлковый путь одним из направление инициативы «Один пояс, один путь».

Китай и Россия заинтересованы в развитии Арктики главным образом потому, что там находится пятая часть мировых полезных ископаемых. Но обе страны стремятся проложить северные торговые маршруты не только из чисто деловых соображений. Помимо получения чисто экономических выгод, они надеются укрепить свою энергетическую безопасность с помощью арктического торгового пути.

Крупнейший в мире проект по производству сжиженного природного газа (СПГ) дал мощный импульс развитию СМП и полуострова Ямал. Партнёры в этом глобальном проекте – российский НОВАТЭК, китайская CNPC, французская Total и китайский Фонд Шелкового пути. Совместно CNPC и Фонду Шёлкового пути принадлежит 30% акций. В июле 2018 г., через 7 месяцев после начала работ, первая партия ямальского СПГ была доставлена в Наньтун, провинция Цзянсу. Второй этап проекта строится сейчас на Гыданском полуострове, восточнее Ямала, и будет сдан в эксплуатацию в 2023 г.

В июне 2019 г. был запущен второй масштабный российско-китайский проект на Арктическом Шёлковом пути. Китайская Национальная химико-инженерная компания и российский Нефтегазхолдинг подписали соглашение о разработке месторождения Пьяха на Таймыре на сумму 5 млрд. на 4 года. Проект включает строительство 6 НПЗ, порта, способного отгружать 50 млн. нефти в год, 410 км трубопроводов, электростанции мощностью 750 мВт и нефтехранилища.

В будущем Севморпуть позволит Китаю доставлять овары в Европу по морю менее чем за 48 дней, что в среднем требуется для доставки из портов на севере Китая в Роттердам через Суэцкий канал. В прошлом году арктический газовоз «Кристоф де Марджери» прибыл с грузом СПГ в Южную Корею из Норвегии без ледокольного сопровождения, и на это потребовалось всего 15 дней.

В 2020 г. по Севморпути было перевезено 33 млн. т грузов. К 2024 г. Объёмы грузоперевозок увеличатся до 60-80 млн. т, главным образом благодаря развитию проектов по производству СПГ. Планируется, что к 2035 г. серьёзно возрастёт объём грузопотока за счёт перехода к круглогодичной работе с появлением ледоколов нового поколения.

Однако эксперты ожидают, что объём грузоперевозок серьёзно вырастет намного раньше. У сотрудничества между Китаем и Россией по созданию Арктического Шёлкового пути многообещающее будущее.

Источник

Последние новости