Для Америки всегда было непростой задачей сохранить ту накопленную в 1945 году власть, когда она контролировала оба края земли и обладала чрезвычайно мощной экономикой. В конце Второй мировой войны конкуренты Соединенных Штатов лежали в руинах, включая СССР, который был почти разрушен нацистами. Британская экономика была разрушена, и ее роль как великой имперской державы уже закончилась.
Тогда Америка контролировала около половины мирового богатства, пока в 1949 году не обрушился первый удар в виде «потери Китая» — 4 крупнейшей экономики мира, когда власть в Пекине оказалась у коммунистов. С тех пор происходит спад американской мощи, хотя и постепенный. Юго-Восточная Азия норовила выйти из-под контроля Вашингтона, что привело к крайне разрушительной войне во Вьетнаме и другим американским интервенциям, например в богатую ресурсами Индонезию в 1960-х.
К 1970-м доля мирового богатства у Америки сократилась до примерно 25%, когда мировая экономика стала триполярной, и распределялась между богатыми странами Западной Европы и Японией в Восточной Азии. С начала 1970-х годов финансовый спад Америки в основном стабилизировался, и ее доля в мировом богатстве сегодня по-прежнему составляет более 20%.
Самым большим вызовом американской гегемонии, несомненно, является Китай — страна, которая начала быстрыми темпами расти, застигнув ничего не подозревающий Запад врасплох. Ряд инициатив Китая вроде «Пояса и дороги» и Шанхайская организация сотрудничества представляют угрозу для финансового порядка США и Европы.
Китай является очень старой страной с богатой историей, насчитывающей тысячи лет, и запугать его нелегко. Когда Вашингтон время от времени потрясает кулаками в сторону Европы или даже Израиля, их лидеры хоть и неохотно, но уступают. Китай же обычно игнорирует желания Америки, что вызывает негодование обитателей американской столицы.
Западные СМИ пишут о «все более решительном военном настрое» Китая в Южно-Китайском море, на фоне того как США продвигают задачу «патрулирования с целью свободы навигации» в восточном полушарии. Конечно, в Карибском море нет никаких китайских военных кораблей, как нет их и у побережья Калифорнии, что показывает степень намного большего стратегического превосходства Америки. Эти морские патрули, расположенные рядом с материковой частью Китая и Южно-Китайским морем, приводят к росту напряженности между двумя сильнейшими государствами планеты. Америка и Китай также обладают ядерным оружием и передовыми системами вооружений, что означает, что любой инцидент может привести к очень серьезным последствиям.
В целом, Соединенные Штаты остаются самой богатой страной планеты. Ни одна другая страна не может позволить себе ежегодно тратить многие сотни миллиардов долларов на свою армию. Тринадцатое место Америки в индексе развития человеческого потенциала отражает растущую пропасть между богатыми и бедными в стране. С 1970-х годов и до сегодняшнего дня, богатство накапливается в основном в верхнем 1% элиты американского общества, которая в большой степени диктует и определяет стратегию правительства страны.
Уровень доходов большей части населения страны зашел в тупик, а системы здравоохранения и образования продолжают ухудшаться. Уровень смертности в Америке среди молодежи и взрослых людей среднего возраста растет, что почти неслыханно для развитых стран. Вывод производства за границы страны также повредил, поскольку теперь городская инфраструктура разрушается. Города вроде Детройта и Питтсбурга, некогда бывшие коммерческими центрами, сегодня все больше ассоциируются с «ржавым поясом».
Доля Китая в национальном богатстве на душу населения с 1970 годов на самом деле постепенно снижается, в то время как ВВП страны резко увеличивается, что позволяет маскировать образовавшиеся трещины. Большая часть богатств страны оседает в карманах меньшинства. Сейчас в Китае сотни тысяч миллионеров, и их число растет, тогда как проблема бездомности становится все более актуальной.
Между тем, у Америки гораздо больше вооруженных сил по сравнению с Китаем, причем не с точки зрения живой силы, а с точки зрения всего ее аппарата — от дорогих боевых кораблей и подводных лодок до ракет и беспилотников. С 2018 года Пентагон перебросил около двух третей своих вооруженных сил в азиатско-тихоокеанские регионы, окружив Китай сотнями военных баз.
Одним из ключевых элементов внешней политики США является силовая дипломатия. Мы наблюдали это в течение 70 лет существования блока НАТО, который было создан чтобы «не пускать русских». Когда в начале 1990-х годов русские исчезли, в нарушение данных им устных обещаний блок почти мгновенно расширился на восток, поглотив объединенную Германию. С 1999 года число стран-участниц НАТО увеличилось почти вдвое, и блок придвинулся вплотную к российским границам, приняв Эстонию и Латвию.
Вопреки внешнему впечатлению, НАТО быстро теряет свою актуальность, поскольку Вашингтон становится менее заинтересован в самой организации. Трамп в свое время зашел так далеко, что назвал блок НАТО «устаревшим». Сам он, как и его предшественники в этом столетии, во многом зациклен на Китае.
Администрация Джорджа Буша-младшего озвучивала опасения по поводу растущего влияния Китая, однако реальный сдвиг Вашингтона в сторону фокуса на Китай произошел при Бараке Обаме. Именно президент Обама в ноябре 2011 года объявил о «развороте к Азии».
Вызов Пекина Вашингтону лежит скорее в финансовой и промышленной, чем военной плоскостях. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), также называемая «союзом Востока», является политическим и экономическим объединением и включает Россию, Индию и Пакистан — страны, обладающие ядерным оружием.
Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, основанный в 2015 году со штаб-квартирой в Пекине, является многосторонним учреждением под управлением Китая, и привлек к себе десятки стран, в том числе Германию, Францию, Британию, Саудовскую Аравию, Австралию и Южную Корею.
Можно отметить также способность Китая привлекать на свою сторону дружественные Америке государства к вящему неудовольствию политического руководства США. Это показывает финансовый масштаб китайской элиты. которая в настоящее время бросает вызов таким организациям эпохи Второй мировой войны как МВФ и Всемирный банк.
Кроме того, существует Инициатива «Пояс и дорога», которая представляет собой китайскую инфраструктурную программу, включающую инвестиции в более чем 150 стран и охватывающую тысячи километров по всей Евразии. Все эти события вызывают у американцев все большую обеспокоенность.
Читайте также
Последние новости