За последние 25 лет американцы стали считать себя самой исключительной нацией в мире. Тогда, после победы в холодной войне, США были повсюду. Они выступали за восстановление Восточной Европы и расширение НАТО и ЕС на восток. Это привело к тому, что международная коалиция поймала Саддама Хусейна в ловушку, и помешало Ирану приобрести ядерное оружие. Это подтолкнуло НАТО к действиям против сербского лидера Слободана Милошевича, чтобы остановить войну в Югославии. После 11 сентября Америка возглавила международную коалицию в борьбе против терроризма.
США стали привыкать к своему лидерству в мире. Но теперь все не так. И мир, и Америка изменились. И в последнее время создаётся впечатление, что другая страна становится исключительной на мировой арене — это Россия.
Определённо, Владимир Путин хочет, чтобы Запад именно так и думал. Его миссия, когда он пришел к власти 18 лет назад, состояла в том, чтобы возродить статус своей страны как великой державы — одной из немногих, которая бы определяла структуру, содержание и направление мировых дел — и обеспечить, чтобы никакая глобальная проблема не могла решаться без Москвы. И ему удалось добиться значительных успехов.
Смелое вмешательство Путина в Сирию в 2015 году спасло президента Башара Асада от неизбежного поражения и помогло ему восстановить контроль над большей частью страны. Сейчас Москва предпринимает дипломатические усилия по окончательному урегулированию конфликта, в то время как США остаются едва ли задействованными в этом процессе. Возможно, одна Россия не сможет договориться о мире в Сирии, но без ее участия это будет просто невозможно.
В равной степени впечатляют успехи российской дипломатии и в других регионах. До недавнего времени основным игроком в мире были США. Их военное присутствие, деловые и дипломатические отношения по-прежнему трудно переоценить, но Москва использовала сочетание своих успехов в Сирии и широко распространенную неопределенность в отношении обязательств США как возможность укрепить свою репутацию надежного и эффективного партнера. Она развивает рабочие отношения со всеми основными странами региона — Египтом, Ираном, Израилем, Саудовской Аравией и Турцией. Она имеет хорошие возможности сыграть ведущую, если не решающую роль в формировании нового регионального баланса сил.
В Европе Россия продемонстрировала своим вмешательством в Украине, что она умеет эффективно использовать механизм вето в отношении расширения НАТО и ЕС на восток путем применения силы. Теперь эти организации уже не могут разрабатывать и осуществлять политику в отношении своих восточных соседей без учета интересов Москвы, что резко контрастирует с ситуацией в 1990-х и 2000-х годах. Реконструкция прочной архитектуры европейской безопасности теперь также потребует переговоров с Россией. Точно так же в северо-восточной Азии Москва не может быть основным игроком в решении ядерной проблемы Северной Кореи, но ее связи с Пхеньяном гарантируют, что она будет участницей любого процесса урегулирования.
Между тем, российские эмиссары рыскают по всему миру, пытаясь усилить свое влияние на мировой арене. В Южной Африке они попытались извлечь выгоду из прежних контактов Якоба Зума с советской разведкой, чтобы договориться о контракте на строительство нескольких атомных электростанций на сумму 76 миллиардов долларов, хотя с тех пор этот проект столкнулся с юридическими трудностями. В Ливии русские обхаживают одного из региональных полевых командиров, Халифа Хафтара и через него, вероятно, будут участвовать в любых переговорах о будущем этой страны. В Венесуэле государственная нефтяная компания России «Роснефть» выручила правительство Мадуро в обмен на получение доли в энергетическом секторе страны.
Россия не может играть роль незаменимой нации так, как это делала Америка. Она не предлагает конкретных решений проблем и не собирается сплачивать вокруг себя другие страны. В условиях застоя экономики на уровне 1,5 триллиона долларов (по сравнению с 19 триллионами в США) у Москвы не хватает средств, чтобы лидировать в постконфликтном переустройстве мира, а ее вмешательство в европейскую избирательную политику оттолкнуло от неё большой круг стран, которые бы могли предоставить необходимые ресурсы. Тем не менее, помимо воли США, он пробилась к столу, за которым будут вырабатываться соответствующие резолюции.
Неприятная правда заключается в том, что США не могут игнорировать Россию или изолировать эту страну, как они пытались делать это в последние годы. Такова реальность современного многополярного мира.
Несмотря на то, что демонизация России в Вашингтоне предполагает иное, США должны иметь возможность действовать с уверенностью. Америка по-прежнему направляет мир своей жесткой и мягкой силой и привлекает больше талантливых и предприимчивых людей со всего мира, чем любая другая страна.
Многие люди разделяют американские идеалы и восхищаются ими, даже если Америка плохо справляется с ними. Она уже не может быть исключительной нацией в той мере, как эта идея воспринималась в 1990-х годах, но по-прежнему остается незаменимой в качестве партнера для большего количества стран, чем Россия. США просто должны вернуть себе волю действовать как великая держава.
Читайте также
Последние новости