Следующая новость
Предыдущая новость

Возобновление экспорта нефти из Иракского Курдистана зависит от «Роснефти»

07.03.2018 13:50
Возобновление экспорта нефти из Иракского Курдистана зависит от «Роснефти»

По информации двух источников, государственная компания «Роснефть» сыграла важную роль в переговорах между правительствами Ирака и Иракского Курдистана, на которых обсуждалось возобновление нефтяных поставок из полуавтономного региона.

В прошлом октябре иракское правительство обрело контроль над половиной нефтяных месторождений, которыми ранее управлял Иракский Курдистан. Это произошло после референдума, в ходе которого северный регион стремился обрести независимость от Багдада. Объём экспорта через территорию Турции сократился вдвое.

27 февраля премьер-министр Ирака Хайдер Аль-Абади заявил, что в ходе переговоров правительство Ирака и Региональное правительство Курдистана (РПК, базируется в городе Эрбиль) пришли к соглашению, и вскоре экспортные поставки продолжатся в полном объёме.

Однако точную дату начала поставок он не назвал и подчеркнул, что некоторые нестыковки будут устранены позже. У двух сторон возникли разногласия по поводу уплаты долгов Иракского Курдистана и передачи средств из национального бюджета этому региону.

Два участвующих в переговорах источника рассказали, что РПК уведомило Багдад о своей готовности продолжать экспортировать нефть в полном объёме и передавать доход от её продажи Ираку при двух условиях: часть нефти должна перерабатываться местными компаниями, а Багдад будет платить «Роснефти» за транспортировку ресурса.

Российский нефтяной гигант в прошлом году взял под контроль нефте- и газопроводы, по которым сырьё из региона идёт на экспорт, и предоставил Иракскому Курдистану займ в 2 миллиарда долларов. Багдад не признал сделку, так как посчитал курдский экспорт незаконным.

«Эрбиль предложил Багдаду вариант решения проблемы, но окончательного ответа ещё не получил, – рассказал источник на условиях анонимности. – В долгосрочной перспективе необходимо обсудить передачу бюджетных средств и уплату долгов, чтобы прийти к компромиссу по экспорту».

«Роснефть» от комментариев отказалась. Россия не противилась референдуму, в то время как США и Евросоюз убеждали РПК его перенести.

Влияние «Роснефти» на исход переговоров говорит о том, что возглавляемая сторонником Владимира Путина Игорем Сечиным компания обрела вес на международной арене, несмотря на западные санкции.

По данным источников, значение «Роснефти» в переговорах обсуждал один из вице-президентов компании Дидье Касимиро во время февральского визита в Багдад. Эту тему поднимал и министр иностранных дел Ирака Ибрахим Аль-Джафари в ходе встречи в Москве в прошлом месяце.

Аль-Джафари сообщил, что Ирак не намерен препятствовать деятельности иностранных нефтяных компаний, а по утверждению министра нефти Ирака, Багдад не возражает против операций «Роснефти» в Курдистане.

По словам представителя РПК Сафина Дизаи, «надёжное соглашение» ещё не достигнуто, но он надеется, что Багдад одобрит предложенное РПК решение проблемы, которое включает оплату услуг «Роснефти» и переработку нефти в регионе. От дальнейших комментариев он отказался.

Источники в Иракском Курдистане говорят, что Багдад взял под контроль половину нефтяных месторождений вблизи города Киркук, в результате чего регион потерял около 3 миллиардов долларов дохода. РПК также утверждает, что Багдад обязан выплатить Иракскому Курдистану миллиарды долларов из бюджета.

С момента свержения Саддама Хусейна в 2003 году Курдистану предназначалось 17 процентов федерального бюджета за вычетом налогов, но РПК настаивает на том, что выплаты не были произведены. Правительство Ирака сообщает, что передача средств была прекращена в связи с тем, что Иракский Курдистан начал незаконно с точки зрения Багдада экспортировать нефть.

Формирование бюджета на 2018 год усложнило ситуацию: правительство Ирака одобрило проект, в то время как курдская сторона бойкотировала голосование.

Иракский Курдистан получит выплаты из бюджета за вычетом налогов, которые соответствуют доле иракского населения региона – по данным Аль-Абади, этот показатель составляет 12,67 процента.

Промышленные и политические источники в Багдаде и Эрбиле подчёркивают, что серьёзные разногласия не позволяют подписать договор об экспорте нефти до проведения парламентских выборов в Ираке, которые пройдут 12 мая.

«Эрбиль не сможет заключить соглашение с Аль-Абади до тех пор, пока его не переизберут. Судя по всему, Аль-Абади не намерен подписывать соглашение, которое ослабит его позицию на будущих выборах», – рассказал агентству Reuters источник, участвующий в переговорах в Эрбиле.

Соратник Аль-Абади, который принимал участие в переговорах, сообщил: «Обе стороны делают ставку на время. В Ираке грядут парламентские выборы, и состав правительства может измениться. Но и медлить с решением курдской проблемы нельзя».

С течением лет долги росли, так как Иракский Курдистан занимал средства у Турции и компаний Glencore, Vitol и «Роснефть», чтобы оплачивать транспортировку и развивать инфраструктуру трубопроводов и нефтяных месторождений.

Багдад настаивает на том, что одна лишь компания SOMO имеет право экспортировать иракскую нефть.

«Это большая проблема. Курды считают, что если экспорт перейдёт к SOMO, правительство Ирака должно взять на себя долговые обязательства, – рассказывает источник из Багдада. – Багдад оплатит транспортировку, но не намерен отдавать долги Регионального правительства Курдистана».

До референдума о независимости, который прошёл в сентябре 2017 года, Иракский Курдистан планировал увеличить экспорт нефти с 600 тысяч баррелей в день до 1 миллиона баррелей в день и стать одним из самых быстрорастущих нефтяных регионов мира.

Но после того, как иракские военные при поддержке проиранских сил обрели контроль над нефтяными месторождениями вблизи Киркука, уровень экспорта в Иракском Курдистане составлял 300 тысяч баррелей в день. Ещё 300 тысяч баррелей в день оказались заперты под землёй, а их реализация при нынешних ценах могла бы приносить по 18 миллионов долларов в день.

Источник

Последние новости