Соединенные Штаты – арктическое государство. Все, что происходит в Арктике, от международной торговли до военно-воздушных маневров, имеет значение для Вашингтона. Растущая активность в Арктике порождает конкуренцию, которая в конечном итоге может привести к конфликту. Ни США, ни России не нужна война на Крайнем Севере. Настойчивые попытки Вашингтона представить Москву как источник угрозы в Арктике лишь приближают конфликт.
Если Северный морской путь (СМП), Северо-восточный проход (СВП) и Северо-западный проход (СЗП) будут регулироваться международным правом, Китай может получить беспрецедентный экономический потенциал благодаря своему Полярному Шелковому пути. Поэтому у США есть выбор: активно сотрудничать с Россией или продолжать свою утомительную риторику эпохи холодной войны, называя Путина и Россию врагами.
Россия видит в Арктике точку приложения силы для достижения статуса мировой державы. Министерства иностранных дел, транспорта и энергетики России уделяют особое внимание сотрудничеству в Арктике, в то время как Совет Безопасности и Министерство обороны делают акцент на обеспечении национальной безопасности и склоняются к военному контролю над регионом.
Арктическая стратегия России 2008 года была одобрена тогдашним президентом Дмитрием Медведевым и до сих пор свидетельствует о российских арктических амбициях. Этот документ под названием «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и последующий период» уделяет особое внимание мирному сотрудничеству в Арктике. В 2013 году Москва расширила свою официальную стратегию и включила в нее менее двусмысленные положения о защите российской территории, такие как «развитие ледокольного флота, модернизация воздушного сообщения и сети аэропортов, создание современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры». Аналогичный документ 2020 года (на период до 2035 года) содержит ту же риторику, но в нем больше внимания уделяется развитию понятий национальной безопасности и внешних угроз.
Путин делает акцент на многополярном международном порядке и считает, что сотрудничество в Арктике зависит от региональных держав, способствующих совместному управлению на международной арене. Передовое базирование США и вовлеченность НАТО в проблемы Арктики он рассматривает как попытки окружить Россию. Это дает Соединенным Штатам возможность переосмыслить диалог и пересмотреть свое давнее представление о Москве как о противнике Запада.
Россия активно готовится к сотрудничеству с США в Арктике. Независимо от того, можно ли доверять публичным заявлениям Путина, международное сообщество их услышало. Для смягчения напряженности и развития международного сотрудничества, к которому Россия по ее словам стремится, США должны перейти к сбалансированному подходу, перестав для начала называть Россию врагом.
Соединенные Штаты стремятся распространить демократию по всему миру, потому что демократические страны традиционно хорошо ладят между собой. Однако, Россия, возможно, никогда не станет действующей демократией. Это оппортунистическое государство, которое стремится возродить свой статус великой державы. Москва утверждает, что в России существует демократия, но она не соответствует западным стандартам. Формирование более продуктивных отношений с Россией требует от США признания того факта, что Россия никогда не будет демократией западного типа. Но это вовсе не значит, что Россия должна навсегда остаться врагом для Запада. Существуют более насущные угрозы, чем стремление России восстановить статус великой державы.
Если США будут относиться к Арктике как к территории партнерства, вместо того, чтобы настаивать на своих идеологических разногласиях с Москвой, им, возможно, удастся подтолкнуть ее к ослаблению формирующихся экономических связей с Пекином. Сбалансированный подход в Арктике позволил бы России ощутить свободу маневра в регионе в отсутствие серьезных проблем. А это в свою очередь способствовало бы улучшению российско-американских отношений и стало убедительным стимулом для России ослабить роль Китая в арктическом уравнении.
Можно не сомневаться, что Россия будет и впредь раздвигать политико-социальные границы. Возьмем для примера спор о хребте Ломоносова. Российская Федерация воспользовалась неоднозначными международными нормами и представила заявку о расширении своей исключительной экономической зоны. Примечательно, что ООН начинает относиться к этому все более благосклонно. Вашингтон может использовать эту ситуацию для поддержки России и завоевания доверия Путина. Это вызовет разногласия между США и Гренландией (автономный остров в составе королевства Дания, члена НАТО и союзника США), но выгоды в данном случае перевешивают издержки, особенно если ООН сочтет заявку России обоснованной.
Дания является относительно слабым членом НАТО, от которого США получают минимальную выгоду. Таким образом, партнерство с Россией и поддержка ее арктических притязаний в обмен на деэскалацию европейской напряженности гораздо более выгодно, чем поддержка Дании. Публично выразив согласие с заявлениями Москвы, США могут продемонстрировать многовекторную внешнюю политику, которой им так не хватает в последние десятилетия, и за счет этого получить дополнительную международную поддержку, по крайней мере, со стороны России.
Эта поддержка может быть использована в различных внешнеполитических аспектах, таких как международная торговля, укрепление альянсов и выведение других стран из сферы влияния Китая. В настоящее время некоторые страны обеспокоены чрезмерным вмешательством США. Сделав шаг назад, Америка может расширить свои возможности. Можно спорить о том, действительно ли китайская инициатива «Один пояс, один путь» (ОПОП) использует дипломатию долговой ловушки, однако сегодня очевидны признаки роста глобальной мощи Китая и усиления его влияния на более слабые и уязвимые государства.
Первая проблема, которую необходимо решить – устранение противоречий между амбициями США и России в Арктике. В основе риторики Кремля – развитие добычи природных ресурсов, прежде всего нефти и газа, и улучшение условий жизни коренного населения региона. Последнее предполагает сохранение экологического равновесия и проведение природоохранной политики. Москва фундаментально заинтересована в современных технологиях для энергетического сектора, которые подпадают под западные санкции. Именно здесь у США есть возможность начать сотрудничество с Россией.
У Америки есть возможность стимулировать собственное процветание через двусторонние отношения с Россией в Арктике по нескольким направлениям: двустороннее сотрудничество в сфере добычи нефти и газа, активное участие в усилении природоохранной составляющей концепции развития региона, содействие развитию интернационализированных, но контролируемых торговых путей через Северный Ледовитый океан.
У США и России существует несколько сходящихся и несколько противоречивых устремлений в Арктике, которые необходимо иметь в виду. К первой категории относятся многополярность (или, как минимум, международное сотрудничество), стабильность, четкие правила, ослабляющие угрозы безопасности, а также ограничение доступа Китая к арктическим водам. С другой стороны, имеются разногласия в том, что касается милитаризации региона и потенциальных усилий в направлении территориальной экспансии, с которыми, судя по всему, играет Россия. США должны играть активную роль в достижении стабильности посредством налаживания позитивных отношений с Россией, вместо нагнетания напряженности путем антагонистической риторики.
У двух стран больше совпадающих устремлений, чем противоречивых. Партнерство с Россией в Арктике не только возможно, но и необходимо. Если оставить это направление без внимания, Арктика станет идеальной площадкой для разрастания соперничества великих держав и потенциально может стать источником серьезных угроз. Настало время для США договориться с Россией как с потенциальным партнером во имя общего блага и процветания Америки.
Читайте также
Последние новости