Российская Корпорация тактического ракетного вооружения, производящая «умное» оружие, выступила в конце 2018 с признанием, что ракеты с лазерными системами наведения и системы управления для ненаводящихся («глупых») бомб, применявшиеся Россией в Сирии, оказались недостаточно эффективными в условиях пустыни из-за пыли и жарких температур.
Эти недостатки были в итоге устранены, но до этого российские пилоты, как и наземные авианаводчики, долгое время жаловались на снижение точности попаданий. Дальнейший анализ показал, что лазерные целеуказатели часто давали сбой из-за жары и уровня освещенности. Новейшие вычислительные системы, разработанные для точного удара обычными ненаводящимися бомбами, хорошо зарекомендовавшие себя в разных климатических условиях, особенно европейского типа, в Сирии зачастую не справлялись с задачей.
Корпорация тактического ракетного вооружения обратилась к командованию ВКС России с предложением применять бомбы, наводящиеся при помощи GPS, но это оказалось слишком дорогостоящим вариантом. Таким образом, точность нанесения авиаударов страдала до тех пор, пока системы наведения и лазерные целеуказатели не подверглись техническому усовершенствованию. Признание недостатков было мудрым шагом. Теперь, когда российские ракеты и «умные» бомбы прошли испытание в боевых условиях, репутация России возросла благодаря как объективной оценки технических изъянов ее вооружений, так и готовности быстро и эффективно их устранять.
Даже американская военная техника, несмотря на большой опыт ее применения в разнообразных условиях, продолжает сталкиваться со все новыми климатическими факторами, снижающими ее эффективность. Например, в 2009 году у истребителей F-22, базировавшихся на острове Гуам, возникли проблемы с электрооборудованием из-за высокого уровня влажности (2,5 метра годовых осадков) в этом регионе. Через воздухозаборники самолетов, служащие для охлаждения электронных элементов, проникала влага, вызывавшая замыкания. Это потребовало срочных технических поправок.
Данные проблемы не редки, когда самолет действует в новых климатических условиях. Первые подобные случаи относятся к периоду Второй мировой войны. Наиболее известным примером в недавней истории являются совместные военные учения в Египте в 80-е годы, когда авиация и бронетехника США впервые действовала в египетской пустыне. Выяснилось, что песок Египта сильно отличается от песка североамериканских пустынь, в результате чего воздушные фильтры на американской технике оказывались засоренными гораздо быстрее, чем обычно. С аналогичной проблемой американские сухопутные и военно-воздушные силы столкнулись по прибытии в Саудовскую Аравию в 1990 году.
О неполадках военной техники, вызываемых песчаной пылью, было известно со времен Второй мировой войны. С тех времен инженеры приложили немало усилий для устранения этой проблемы. Однако их уверенность в том, что задача наконец решена, постоянно вновь опровергается природой. Хотя новая воздушная и наземная техника перед введением в эксплуатацию подвергается интенсивным испытаниям в пустынях, тропических лесах и в условиях экстремального холода, ее последующее применение в разных климатических зонах показывает, что предусмотреть абсолютно все невозможно. Более того: негативное воздействие климатических факторов может обнаружиться, когда с начала операции прошли уже недели или месяцы.
Проблемы могут быть решены довольно быстро, хотя быстрота достигается за счет больших расходов и сверхпланового труда экипажей и технического персонала. В частности, в упомянутом выше случае с F-22 в некоторые детали были внесены технические изменения с целью их адаптации к условиям высокой влажности.
Читайте также
Последние новости