Утром 23 июня 2014 года загорелся за несколько секунд до того, как его пилот намеревался отправиться в обычный учебный полет. Свидетели видели как пилот выбрался из кабины и побежал прочь от извергавшего черные клубы дыма истребителя.
Всего через месяц высокотехнологичный американский истребитель F-35 должен был дебютировать на британском авиашоу в Фарнборо — вторым по значимости мировым событием подобного рода.
В ходе расследования происшествия выяснилось, что от трения перегрелась и треснула лопасть вентилятора в реактивном двигателе. Осколки лопасти пробили фюзеляж, разрушив гидравлику и топливопроводы, в результате чего топливо воспламенилось. Не было никаких гарантий что у другого F-35 не будет тех же проблем, и власти не захотели рисковать катастрофой самолета во время трансатлантического полета. Тогда F-35 так и не добрался до Фарнборо, а само происшествие только добавило доводов критикам программы.
Это была лишь одна из неприятностей вызывающей споры программы, и без того имевшей весьма обширную историю неприятностей.
Однако в последующие пять лет репутация программы медленно, но выправлялась. Тем не менее, несмотря на ее продвижение, продолжают появляться нерешенные технические проблемы. По состоянию на июль, у самолета все еще сохранялось как минимум 13 технических недостатков, в том числе скачки давления в кабине, редкие случаи структурных повреждений на сверхзвуковых скоростях и непредсказуемость при выполнении экстремальных маневров, которые могут повлиять на безопасность пилота или поставить под угрозу выполнение боевой задачи.
Учитывая множественные технические проблемы, F-35 возможно и не является чудом техники, каким когда-то был. Однако попытки Пентагона принизить значимость новых проблем поднимают вопросы о том, готов ли самый противоречивый боевой самолет Америки перейти к следующему этапу и какие новые проблемы могут появиться в результате этого перехода.
По мере того, как существующие проблемы самолета исправлялись, появлялись все новые. В 2015 году выяснилось что катапультируемое сиденье самолета может привести к серьезным травмам шеи у пилотов с небольшой массой тела, что вынудило ВВС запретить пилотам меньше 62 килограмм совершать вылеты до тех пор, пока в 2016 году проблема не была устранена. Возможно самой тяжелой критикой программы стала публикация издания War Is Boring, где излагался отчет пилота ВВС, который утверждал что F-35 не может победить в бою созданный в 70 годах 20 века F-16. Если это правда, получалось что невероятно дорогой высокотехнологичный самолет уже устарел еще до того как подняться в небо. Выяснилось, что оценка была предварительной и неполной. Пилот основывал свое суждение на фиктивной воздушной битве между F-16 и F-35, который временно имел ограничение маневренности и производительности, поскольку оснащался ранней версией программного обеспечения. Тем не менее, с тех пор за ним закрепилось впечатление как о слишком дорогом но имеющем средние показатели для воздушных схваток самолете.
Несмотря на не самую лучшую репутацию в обществе, по мере исправления проблем, добавления нового вооружения и программного обеспечения военные все более уверяются в возможностях самолета. По мере того, как все больше пилотов совершают учебные полеты, они в восторге от характеристик F-35 и технологических достижений.
В 2017 году во время крупнейших учений ВВС, истребитель уничтожил 20 самолетов на каждый потерянный в бою.
Стоимость самолета продолжает снижаться по мере того, как рост продаж снижает удельную стоимость одного самолета, а цена обычного F-35A, приобретаемого большинством международных покупателей, в 2018 году снизилась до $89,2 миллионов. В июне Lockheed и Пентагон объявили о заключении соглашения, согласно которому цена F-35A упадет до долгожданных $80 миллионов, что примерно равно стоимости самолета предыдущего поколения F/A-18 Super Hornet.
Значительной проблемой остается медленное и сложное обслуживание самолетов. Как это обычно бывает с большинством оружейных систем, обслуживание F-35 составит более 70 процентов от общей стоимости программы на время прогнозируемого срока службы. И управляться с этими расходами становится все труднее по мере того как все новые самолеты становятся в строй.
Важной составляющей стоимости нового самолета являются затраты на его эксплуатацию. В 2018-м один час полета на F-35A стоил примерно $44,000 долларов в час, что в два раза больше часа эксплуатации F/A-18E/F Super Hornet.
В 2018 году генерал Давид Голдфейн назвал F-35 «компьютером, который летает» — популярная характеристика для сторонников программы. Однако по мере того как Китай разрабатывает собственные стелс-истребители и вкладывает государственные средства на исследования в области суперкомпьютеров и искусственного интеллекта, в Пентагоне задаются вопросом, как дать своему новому истребителю конкурентное преимущество против американских противников.
Как и во всех подобных историях, связанных с бюрократией Пентагона, оказывается заманчиво попытаться отыскать корень проблем в жадности корпораций и продажных генералов, а также военно-промышленного комплекса в целом. Но те кто ближе всего к программе — инженеры, разработчики программного обеспечения и менеджеры среднего звена снова и снова высказывают разочарование в связи с тем, что огромный масштаб самой программы не дает им сделать больше, чтобы ее исправить, а также уязвленное чувство гордости от того что впечатляющие технологические достижения программы, которых они добились, кажутся потерянными в неразрешимой путанице осложнений и неудач.
В течение следующих нескольких месяцев программа будет подвергаться тщательной оценке со стороны независимых оценщиков вооружений Пентагона. Эти тесты должны будут избавить от последних оставшихся багов до того как начнется полномасштабное производство самолетов.
В некотором смысле, это свойство сегодняшнего меняющегося поля битвы. Всегда будут какие-то новые угрозы, всегда надо будет разрабатывать новые усовершенствования и будут новые технические проблемы. Представители Министерства обороны продолжают утверждать, что адаптивность F-35 делает его лучшим для того чтобы противостоять подобной изменчивости. Потому что даже если F-35 и не станет непобедимым самолетом, о котором Пентагон так мечтал, он определенно стал программой, которую невозможно убить.
Читайте также
Последние новости