Госдума России и Кнессет Израиля одновременно приняли обращения к европейским парламентариям с призывом осудить запланированный в Польше снос советских памятников.– С чем связано решение польских властей о сносе памятников? Ведь было очевидно, что оно вызовет крайне негативную реакцию России, к которой присоединился теперь еще и Израиль.
– В польском обществе уже сложился консенсус по вопросу о советских монументах, заключающийся в том, что их, по мнению большинства поляков, надо сносить. За это решение проголосовали почти все депутаты, представляющие весь спектр политических сил страны. Поэтому воспрепятствовать этим процессам едва ли удастся. Законопроект был принят польскими парламентариями в конкретный день – 22 июня, – что, конечно же, неслучайно. Здесь четко виден сознательный демарш в сторону России. Но, в принципе, нынешняя правящая партия Польши, как и другие местные политики, неоднократно заявляли о необходимости сноса памятников – очевидно, он произойдет при любой власти в стране.
– Есть ли вероятность, что, если не Россия, то хотя бы другие европейские страны смогут заставить поляков изменить свою позицию?
– Сомневаюсь, что кто-то может повлиять на Варшаву в этом вопросе, потому что для поляков он имеет не только политическое, но и моральное значение. Власти Польши хотят очистить страну от памятников, как они считают, «агрессора и оккупанта». Кроме того, эти монументы напоминают полякам об их историческом стыде, о том, что не они сами решили судьбу своего государства, о проигрыше в кампании 1939 года... Даже если бы Запад сейчас потребовал от Польши приостановить шаги по сносу, вряд ли бы это имело успех. Причина в том, что именно в этой сфере – сфере национальной исторической памяти – Польша сейчас пытается ощущать себя независимым государством. Во всех других аспектах страна очень сильно зависит от Евросоюза, НАТО, у нее мало областей, в которых она осознает себя подлинно суверенной. Поэтому в вопросах, касающихся исторической памяти, поляки будут отстаивать свою позицию без оглядки на кого бы то ни было. Тем более, без оглядки на Россию и Израиль. С учетом весьма распространенных в Польше русофобии и антисемитизма, нынешняя правоконсервативная власть не может пойти на попятную из-за российских или израильских заявлений.
– Российско-польские отношения последние несколько лет находятся в упадке – осложнит ли их ситуация вокруг памятников, или все останется как прежде?
– Портить отношения дальше некуда. Конечно, можно пойти на минимазацию дипломатических отношений, вплоть до их разрыва, как предлагали некоторые депутаты Госдумы. Но сомневаюсь, что это разумная мера. Рано или поздно отношения придется восстанавливать (Польша наш крупный сосед, от которого никуда не деться, и надо думать об интересах российских граждан, прежде всего, проживающих в Калининградской области), а поводов для этого все равно не предвидится. Действительно, после прихода к власти польской партии «Право и справедливость» отношения существенно ухудшились. Это началось еще в 2014-м, в связи с присоединением Крыма – но, по крайней мере, до этого находившаяся у власти партия проводила курс на нормализацию двусторонних связей. Сейчас же вряд ли можно рассчитывать, что отношения Москвы и Варшавы улучшатся.
– Так что же может предпринять наша страна сейчас, кроме политических заявлений?
– Что касается памятников, то стоит понимать, что они так или иначе будут снесены. Мы можем сопротивляться, но это в лучшем случае лишь затормозит процесс. Вопрос в том, насколько нам нужно, чтобы эти монументы были в Польше? Памятник несет функцию напоминания, он полезен, если напоминает обществу о чем-то, к чему оно хорошо относится. В Польше же советские монументы являются раздражителями и объектами для довольно неприятных действий, считающихся среди поляков патриотичными, для осквернения. Поэтому стоит, скорее, говорить не о том, как сохранить на польской территории памятники, а о том, как изменить отношение поляков к ним. Пока нам это сделать не удалось, и в этих обстоятельствах надо либо проводить серьезную работу по изменению общественного мнения (но в этом плане у нас очень мало инструментов), либо же просто спасать сами монументы, вывозя их туда, где они будут в безопасности. Например, часть можно перенести на кладбище – такие памятники польские власти трогать не будут, хотя для вандалов это не препятствие. Часть же можно перевезти в Россию, договорившись с действующей польской властью о том, чтобы вместо шоу с разрушением был аккуратный демонтаж, после чего монументы можно спасти.
Читайте также
Последние новости