Смещение центра силы глобальной политики с Запада на Восток и рост числа центров силы в азиатском регионе придают новую жизненную силу концепции «азиатского века». И выстраивание новой архитектуры безопасности возлагается на находящиеся в этом регионе крупнейшие державы, которые должны будут определить мудрые и взвешенные нормы, которые определят будущий миропорядок.
Хотя форумы вроде БРИКС и ШОС собирают вместе такие страны как Китай, Индия и Россия, являющиеся ключевыми игроками, однако осторожное недоверие ограничивает естественное дружелюбие, являющееся фундаментальным для создания альтернативы существующему западноцентрированному глобальному порядку.
Трансформация российско-китайских отношений от враждебности к разрядке, по мере ухода опасений между странами на задний план, дает Индии возможность приспособиться к реальности. Здесь Москва может действовать как нейтрализующая сила между Китаем и Индией. Россия, Индия и Китай (РИК) — трехсторонняя группа, считающаяся возможной альтернативой западному альянсу, отстает по ряду параметров в реализации своего настоящего потенциала. Цели и задачи трио пересекаются и переплетаются, что является причиной того, почему РИК не может осознать себя исключительной отдельной сущностью.
Индия протянула своему всепогодному другу оливковую ветвь, чтобы оживить проверенную временем дружбу. Китай, будучи экономическим локомотивом мира, продвигает в Азии собственные цели построенного на правилах порядка, чтобы обеспечить возможность подкрепить свои приоритеты в этом регионе. Здесь Россия видит Индию в качестве противобаланса азиатскому гиганту.
Индия со времен обретения независимости следует путем равенства, неагрессивности, мира и сострадания. Изначально Индия тяготела к политике неприсоединения, таким образом поддерживая равноудаленность от двух блоков сверхдержав и разработала альтернативный план для обретших независимость стран третьего мира. Однако сейчас пришло время для достижения правильного баланса с несколькими игроками.
В рамках Большого Евразийского партнерства Москва рассматривает Индию как ключевого игрока в сдерживании растущего влияния «неудержимого дракона». Поскольку Китай со своей инициативой Пояса и Дороги начал проникать в богатую природными ресурсами Центральную Азию, традиционно находившуюся в российской сфере влияния, Индия хочет ускорить фактическую реализацию Международного транспортного коридора Север-Юг — мультимодальную транспортную сеть, призванную осуществлять бесперебойную доставку грузов и улучшать торговые связи от побережья Мумбаи до Москвы.
Кроме оборонных связей, и Индия и Россия намерены развивать сотрудничество во множестве областей. Дальний Восток России, богатый природными ресурсами, но недостаточно развитый, остро нуждается в инвестициях и рабочей силе. На фоне растущего влияния в регионе Китая, Россия ищет надежных союзников. Объявив о запуске политики «Действуй на Дальнем Востоке», Индия предложила миллиард долларов на развитие Дальнего Востока.
Добавляя дополнительное измерение к существующей политике «Действуй на Востоке», новый план «Действуй на Дальнем Востоке» показывает намерение Нью-Дели активнее, хотя и осторожно, участвовать в продвижении своих стратегических интересов в регионе. Предлагаемый морской путь между портовыми городами Ченнай и Владивосток не только поможет Индии в обеспечении альтернативного морского морского пути и в сокращении времени транспортировки до России, но также и гарантирует нам «свободный и открытый для всех Индо-Тихоокеанский регион».
Тройка трех евразийских держав РИК, будучи ядром БРИКС и ШОС, может активно работать над такими вопросами, как борьба с терроризмом, транснациональная организованная преступность, незаконный оборот наркотиков и изменение климата. Она может продвигать задачи реформирования существующих структур вроде ООН и МВФ в соответствии с духом времени.
США смотрят на Индию, учитывая ее размеры и позицию, как на потенциального игрока в регионе для сдерживания ястребиного настроя Китая. США хотят, чтобы Индия была более напористой, и такие соглашения, как QUAD (четырехсторонний диалог по вопросам безопасности) и JAI (Япония-Америка-Индия), являются частью их долгосрочной геополитической стратегии.
Реальный успех индийской дипломатии зависит от того, насколько она хорошо будет поддерживать свою стратегическую автономию как в сфере континентальной, так и в морской безопасности, и в создании независимого и устойчивого плана действий, обеспечивающего долгосрочный мир и стабильность в регионе.
Читайте также
Последние новости