Следующая новость
Предыдущая новость

Вероятность углубления российско-белорусской интеграции растет по мере того, как у Лукашенко сокращается пространство для маневра

18.12.2019 20:09
Вероятность углубления российско-белорусской интеграции растет по мере того, как у Лукашенко сокращается пространство для маневра

Президент России Владимир Путин 7 декабря встретился со своим белорусским коллегой, чтобы попытаться приблизить две страны к созданию общего рынка по образцу Евросоюза. После пяти часов переговоров два авторитарных лидера не смогли прийти к соглашению, и они договорились встретиться еще раз 20 декабря. По всей вероятности, какая-то сделка все же будет заключена. Что Беларусь может выиграть от дальнейшей интеграции с Россией?

Возможные перемены уже вызвали в стране недовольство и даже уличные акции. В те выходные, когда Путин и Лукашенко встречались в Сочи, около тысячи человек вышли на улицы белорусской столицы, чтобы выразить протест против интеграции, которая, как они опасаются, может закончиться для Беларуси потерей суверенитета.

Российские наблюдатели также с большим подозрением относятся к сделке, полагая, что целью Путина является создание условий для внесения изменений в российскую Конституцию, устанавливающую ограничение срока президентского правления. Это, по их мнению, позволит Путину остаться на своем посту после 2024 года, когда по закону он должен будет уйти.

Позиция Кремля заключается в том, что переговоры о дальнейшей интеграции с Беларусью – это лишь элемент общей стратегии развития Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который был создан Кремлем по образцу Европейского союза. Путин много раз заявлял, что долгосрочной целью его политики является создание единого рынка «от Лиссабона до Владивостока». Хотя сегодня вероятность вступления России в Евросоюз близка к нулю, теоретически ЕС и ЕАЭС могли бы заключить соглашение о более тесной интеграции своих рынков, и ЕАЭС был разработан именно с этой целью. Об этом в 2012 году, когда эта международная структура создавалась, рассказала в интервью информационному ресурсу bne IntelliNews, член Экономического совета ЕАЭС и один из архитекторов интеграционного объединения Татьяна Валовая. Материал был опубликован под заголовком «Общее экономическое пространство: как Евросоюз, только лучше».

«Мы пытались скопировать Европейский союз, – сказала Валовая, которая провела значительную часть переговоров по созданию ЕАЭС от имени России. – Мы чрезвычайно благодарны ЕС за его проблемы, поскольку Европа преподала нам ценные уроки, необходимые для того, чтобы сделать реальностью единое экономическое пространство».

Если вкратце изложить миссию ЕАЭС, он призван обеспечить, как и ЕС, создание единого экономического пространства, в рамках которого соблюдалась бы свобода перемещения капитала, трудовых ресурсов и товаров на основе общей системы нормативного регулирования, что, в свою очередь, позволило бы бизнесу работать более эффективно и с меньшими издержками к всеобщей выгоде.

Торговые преимущества дальнейшей интеграции для Беларуси довольно очевидны. Россия давно является ее крупнейшим торговым партнером, на долю которого, по данным The Bell, приходится 42 процента экспорта и 56 процентов импорта. Устранение границы могло бы способствовать значительному росту объема двусторонней торговли, а также ее рентабельность. Беларусь намного менее важна для России, поскольку на нее приходится лишь около 5 процентов, как импорта, так и экспорта.

Однако, торговля не является ключевой проблемой, поскольку Минск получает от Москвы миллиарды долларов скрытых субсидий. Именно это, по мнению некоторых экспертов, позволило Лукашенко более или менее сохранить лучшие черты советской системы социальной поддержки, которая была одним из главных завоеваний социализма. Это сделало Лукашенко по-настоящему популярным, поскольку населению Беларуси удалось избежать большей части невзгод и экономического хаоса, охватившего все республики бывшего СССР после распада страны в 1991 году. Так, по данным Международного валютного фонда, в период с 2005 по 2016 год Россия вложила в экономику Беларуси 106 миллиардов долларов. На протяжении многих лет российская помощь составляла от 11 до 27 процентов ВВП Республики Беларусь.

Трудности переговорного процесса, с которыми сейчас сталкиваются два партнера, объясняются тем, что Москва хочет полностью отучить Минск от этих субсидий. В результате Лукашенко оказался перед пугающей перспективой экзистенциального кризиса, поскольку его политическая модель больше не сможет работать, если он лишится дополнительных российских денег. Россия в настоящее время приступила к осуществлению так называемого налогового маневра, который фактически вынудит Минск платить за импортируемый газ и нефть из России по ценам мирового рынка, в результате чего Беларусь лишится нескольких миллиардов долларов бюджетных доходов.

В период с 2011 по 2016 год Беларусь получила от России 48,4 миллиарда долларов благодаря беспошлинной продаже нефти и скидкам на газ, но в ближайшие несколько лет все эти льготы полностью исчезнут. Лукашенко хочет, чтобы Москва выплачивала ему компенсацию за потерянные доходы, но Путин не согласен. Только в прошлом году налоговые льготы за импорт нефти и газа составили 4,3 миллиарда долларов, или около 8 процентов ВВП.

Минск заявил, что через шесть лет сумма потерь от налогового маневра будет составлять около 10 миллиардов долларов в год. Проблема является настолько серьезной, что МВФ в начале года предостерег, что Минску необходим какой-то «план Б» на случай, если Москва откажется либо смягчить условия налогового маневра, либо выделить Минску дополнительные деньги в качестве компенсации потерь.

Россия также постепенно отказывается от скидок на газ. Как и Украина, Беларусь имеет газовый контракт с Россией, срок действия которого истекает 1 января 2020 года. Этот контракт предусматривает, что Минск платит всего 127 долларов за тысячу кубометров природного газа, в то время как европейским странам он обходится в среднем в 169,8 доллара в этом году, причем статистика свидетельствует, что это самая низкая цена за последние 15 лет. И вновь, так же как в случае с Украиной, до последней минуты идет спор по поводу продления контракта: за две недели до истечения срока действия нет соглашения об условиях пролонгации. Ни цены, ни объемы поставок на 2020 год не согласованы.

В финансовом отношении Беларусь сильно зависит от России, и эта зависимость удваивается тем фактом, что Минск неоднократно за последние годы отказывался заключить сделку с МВФ. Дело в том, что Лукашенко не устраивают условия реформ, прилагаемые к любому комплексному соглашению с МВФ. По состоянию на 1 июня 2019 года Беларусь должна России 7,52 миллиарда долларов.

Экономика двух стран неразрывно связана. В течение нескольких последних лет трудно было найти страну, где экономический рост был медленнее, чем в России, но Беларусь сумела обойти восточного соседа. С 2011 года средний темп роста ВВП в России составлял около 1,5 процента, в то время как в Беларуси этот показатель равен 1,1 процента в год.

Белорусская стагнация связана, прежде всего, с падением объемов экспорта продукции нефтепереработки. Хотя у Беларуси нет собственных нефтяных ресурсов, здесь есть два крупных современных нефтеперерабатывающих завода, построенных в последние годы советской эпохи, которые до сих пор остаются источником значительных доходов для небольшой республики.

Однако, снижение объемов экспорта белорусских нефтепродуктов в Европу, загрязнение нефтепровода «Дружба» нефтью с большим количеством хлорорганики, падение мировых цен и начало налогового маневра России – все эти факторы в совокупности весьма болезненно ударили по экономике Беларуси.

Следующий год обещает быть не лучше: МВФ прогнозирует ускорение роста российской экономики до 1,8 процента в период с 2020 по 2024 год, однако Беларуси предсказывают дальнейшее замедление на 0,05 процента в год за тот же период. При этом ожидается, что в остальных странах Европы с формирующимся рынком этот показатель составит около 2,5 процентов.

Россияне находятся в лучшем положении, чем белорусы, исходя из показателя ВВП на душу населения. При подсчете на основе паритета покупательной способности, он составляет 27 147 и 19 959 долларов в России и Беларуси соответственно. Таким образом, россияне являются наиболее обеспеченными в Содружестве Независимых Государств (СНГ), а белорусы занимают в этом рейтинге второе место.

Более высокие доходы населения в Беларуси и тот факт, что там меньшее количество людей живет за чертой бедности, являются одновременно результатом неосоветской экономической модели, принятой Лукашенко, а также дополнительных поступлений в бюджет за счет российских субсидий. Как и в России, реальные доходы населения в Беларуси падают, но более медленными темпами: за последние пять лет этот показатель снизился в России на 11,7 процента, в то время как в Беларуси падение составило всего 1,2 процента.

Приведенные цифры показывают, что переговоры об объединении будут иметь решающее значение для перспектив Беларуси на 2020 год. В краткосрочной перспективе Лукашенко необходимо найти способ заменить российские субсидии другими источниками, но в среднесрочной перспективе ему явно придется изменить свою экономическую модель и открыть страну для реформ, чтобы стимулировать развитие бизнеса. Тесная привязка белорусской экономики к гораздо более крупной и жизнеспособной экономике России могло бы стать решением этой проблемы, но такой вариант никак не устраивает Лукашенко.

Как и у украинского президента Владимира Зеленского, у Лукашенко на переговорах с Путиным слабая позиция, но, в отличие от Зеленского, у Лукашенко есть возможность пойти на уступки Путину без серьезных негативных последствий, как бы ему при этом ни хотелось избежать частичной утраты суверенитета Беларуси.

Источник

Последние новости