Издание Russiamatters.org приводит ключевые положения статьи Юджина Румера и Ричарда Сокольски, соответственно директора и зарубежного старшего научного сотрудника программы «Россия и Евразия» Фонда Карнеги за международный мир, опубликованной 30 июня 2021 года, под названием «Великие иллюзии: влияние ложных представлений о России на внешнюю политику США»
Критическое исследование провалов политики США в отношениях с Россией, а также ошибочных оценок ее намерений и возможностей давно назрело. В значительной степени эту проблему определяют три фактора.
Первый фактор – затянувшаяся эйфория после завершения холодной войны. Американское руководство проигнорировало категорические возражения Москвы против расширения НАТО, недооценило решимость российских коллег и их готовность любой ценой защитить родину от предполагаемых внешних угроз.
Во-вторых, ведущие американские политики и эксперты долгое время практически не обращали внимания на движущие силы, стоящие за поведением России на международной арене. Восприятие угрозы в России является частью исторического наследия, в значительной мере сформированного географическим положением и опытом непростых взаимоотношений с крупными европейскими державами. Кроме того, оно усугубляется тяжелой травмой, нанесенной крушением империи, сохраняющейся идеологией великой державы, и коллективным чувством, что весь мир обязан России за ее неисчислимые жертвы, принесенные ее народом во время Второй мировой войны.
В-третьих, американское руководство не в полной мере усвоило уроки двух крупнейших кризисов времен холодной войны – Карибского кризиса 1962 года и Европейского ракетного кризиса начала восьмидесятых (размещение в Европе ракет «Першинг» и «Томагавк» в 1983 году). В обоих случаях Советский Союз проявил готовность пойти на все, чтобы противостоять односторонней угрозе со стороны Соединенных Штатов, с которой нельзя было мириться…
Уроки этих кризисов были проигнорированы как анахронизмы, когда НАТО начало свое расширение на восток в девяностые годы после завершения холодной войны. Соединенные Штаты и их союзники исходили из уверенности в том, что им больше не о чем беспокоиться, не говоря уже о поддержании возможностей территориальной обороны. Принято было считать, что Россия окончательно ослаблена, а когда выяснилось противоположное, альянс был захвачен врасплох.
Правильное понимание России, точная оценка ее возможностей, намерений, долгосрочных движущих сил внешней политики и восприятия угроз, а также ее достижений, имеет огромное значение, поскольку альтернатива, то есть ошибочное понимание, неизбежно ведет к напрасному расходованию ресурсов, искажению национальных приоритетов, а также повышенному риску вооруженной конфронтации.
Сохраняющаяся склонность игнорировать Россию как «бывшую» или «приходящую в упадок» державу, которая может лишь угрожать, но неспособна нанести удар, может привести к тому, что Соединенные Штаты переоценят собственные силы, взяв на себя нереалистичные обязательства перед партнерами. В результате они могут оказаться под угрозой опасной эскалации напряженности с единственной страной на планете, которая является для них равным ядерным соперником. Настойчивость в вопросе о расширении НАТО без учета возможности возрождения России как крупной военной державы, стала ярким примером такого мышления, и сегодня очевидно, что необходимо избегать подобного в будущем.
В то же время, географический охват и масштабы угрозы, которую представляет для интересов Соединенных Штатов глобальная активность России, будет в значительной степени зависеть от того, как Вашингтон определяет эти интересы в регионах, где Россия расширила свое присутствие в течение последнего десятилетия. В отсутствие трезвой оценки достижений России и ее средств проецирования силы, Соединенные Штаты могут оказаться вынуждены бесцельно гоняться за призраком российского экспансионизма в удаленных уголках мира, где никакие ключевые интересы США не поставлены на карту.
Ошибочное истолкование мотивов и возможностей России особенно опасно, когда «соотношение сил» на метах складывается в пользу России, а не Соединенных Штатов. Так, возглавленные США усилия по расширению НАТО за счет приглашения в Грузии и Украины в 2008 году не учитывали решимости России противостоять такому развитию событий, а также ее возможностей воспрепятствовать вступлению двух этих стран в альянс. В результате возникла сложная ситуация, когда Соединенные Штаты давали чрезмерные обещания и на протяжении десятилетия демонстрировали свою неспособность выполнить их.
Безусловно, не существует универсального готового рецепта для воплощения этих выводов в полноценную работоспособную политику для нынешней администрации США. Однако, извлечь уроки из жестких столкновений с Россией, а также проанализировать заблуждения и просчеты, которые привели к разработке неоптимальной политики, было бы хорошим началом.
Читайте также
Последние новости