Следующая новость
Предыдущая новость

Великие державы не в ладах

26.08.2019 22:17
Великие державы не в ладах

Единого определения понятия великой державы не существует. Было время, когда на этот статус могли претендовать Великобритания, Франция и Германия, что подтверждалось их военно-морской мощью и масштабами колониальных владений. Однако, в двадцатом веке все три страны утратили прежнее лидерство, и их место заняли Соединенные Штаты и Советский Союз. Соперничество этих двух гигантов продолжалось более сорока лет после окончания Второй мировой войны. Распад Советского Союза и образование на его месте пятнадцати независимых государств нанесли серьезный удар по великодержавным амбициям России. На некоторое время стало общепринятым говорить об однополярном мире, в котором роль единственной сверхдержавы досталась Соединенным Штатам.

Однако, в настоящее время идее однополярного мира бросает вызов Китай и, в несколько меньшей степени, Россия. Масштабная экономическая экспансия Китая на протяжении последних двадцати с лишним лет позволила ему укрепить свой военный потенциал и внешнеполитические возможности до такой степени, что теперь он по праву считается великой державой, если не сверхдержавой. Аналогичным образом, Россия при президенте Владимире Путине вернула себе значительную часть прежнего могущества. Хотя российская экономика довольно слаба, огромные размеры ее территории, а также мощь ядерных и иных вооруженных сил означают, что теперь ее следует обязательно принимать в расчет при решении большинства международных проблем. Отношения между Соединенными Штатами, Китаем и Россией – это ключевые компоненты мирового порядка, и на сегодняшний день их никак нельзя назвать безоблачными.

При администрации Трампа американо-российские отношения представляют собой довольно странную смесь личных симпатий и элементов реальной политики. Трамп неоднократно выражал свое теплое отношение к Путину. В то же время, российская экономика находится на грани рецессии во многом из-за санкций, введенных Соединенными Штатами и их союзниками. И Трамп ничего не сделал для облегчения бремени этих санкций. Даже напротив. Его администрация ввела новые санкции против России, а совсем недавно США вышли из двустороннего договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Отношения между двумя странами находятся на самом низком уровне с момента завершения холодной войны.

Впрочем, отношения между США и Китаем находятся в еще худшем состоянии. В марте 2018 года Трамп объявил о планах взимания таможенных тарифов с китайского экспорта на общую сумму 60 миллиардов долларов. Месяц спустя китайское правительство опубликовало список американских товаров, на которые будут распространяться ответные тарифные ограничения. Затем, в августе 2018 года Трамп распорядился о введении 25-процентного тарифа на китайский экспорт объемом в 200 миллиардов в год. А в начале нынешнего месяца Трамп установил 10-процентный тариф на остальные 300 миллиардов долларов китайского экспорта.

Стремясь компенсировать ущерб, нанесенный экономике страны, китайское правительство позволило своей национальной валюте, юаню, несколько упасть в цене. Это, в свою очередь, вызвало обвинение со стороны Соединенных Штатов в «валютных манипуляциях». Такое обвинение считается весьма серьезным в мире финансов и торговли. Вот как обстоят дела на сегодняшний день, и в каком направлении они будут развиваться, остается только гадать, но масштаб уже нанесенного ущерба огромен.

Если бы торговля была единственным источником противоречий между США и Китаем, можно было бы найти некоторые основания для оптимизма в отношении очевидного обоюдного стремления избежать полного разрыва. Однако, есть и другие проблемы. Прежде всего, речь идет об американской поддержке Тайваня, которую Пекин считает неприемлемой формой вмешательства в его внутренние дела. И китайское правительство, учитывая растущий национализм, несомненно, будет занимать все более жесткую позицию по этому вопросу.

Кроме того, есть проблема, связанная с американской критикой нарушения прав человека в Китае. Наконец, существуют претензии Китая на суверенитет над Южно-Китайским и Восточно-Китайским морями, где он построил военные базы на крошечных островах. Соединенные Штаты не признают большую часть этих претензий и по-прежнему направляют свои военные корабли в упомянутый район для патрулирования с целью обеспечения «свободы навигации». Китайцы считают эти патрули актами провокации и воспринимают их как вызов своему суверенитету. Совсем недавно Пекин обвинил Америку в разжигании беспорядков в Гонконге. Короче говоря, в двусторонних отношениях существует множество источников напряженности, и для маскировки этой напряженности требуются постоянные дипломатические усилия.

Теперь перейдем к отношениям между Россией и Китаем. С момента прихода к власти Владимира Путина произошло заметное укрепление отношений между двумя евразийскими гигантами. Китай стал основным рынком сбыта для российской нефти и вооружений. Две страны сотрудничают в строительстве трубопроводов, соединяющих территорию двух стран. Кроме того, Китай инвестировал значительные средства в нефтегазовый сектор России. На политическом фронте Москва и Пекин считают себя союзниками в сопротивлении попыткам западных стран продвигать свои ценности, будь то демократия, верховенство закона или соблюдение прав человека. В этой сфере у них есть общий враг – Соединенные Штаты, и они провозглашают свою дружбу в самых высокопарных выражениях.

Однако, в последнее время под поверхностью этого стратегического альянса можно заметить некоторые признаки усиления напряженности. Особенно это касается китайско-российского соперничества в Центральной Азии. Россия рассматривает эти бывшие территории Советского Союза как неотъемлемую часть своей сферы влияния и враждебно относится к любому иностранному присутствию в регионе. Китайцы видят в центрально-азиатских республиках важные звенья своего Нового шелкового пути, получившего известность как инициатива «Один пояс, один путь» (ОПОП). Этот план предусматривает создание беспрецедентно мощного сухопутного канала поставок между Китаем и Европой. Китай инвестировал значительные средства в Казахстан, Узбекистан и Туркменистан, в то время как России подобные издержки просто не по карману.

Однако, наивысшего накала соперничество между Китаем и Россией достигло в Таджикистане. Китай не только предоставил этой стране кредиты и вложил деньги в ее экономику, но и разместил там своих военнослужащих. Теперь они сосуществуют в Таджикистане с российской мотострелковой дивизией численностью около 7 тысяч человек. Каждая из двух стран отдельно провела совместные военные учения с вооруженными силами Таджикистана. В целом можно сказать, что конкуренция здесь довольно острая и отнюдь не дружелюбная.

У трех великих держав есть много причин для сотрудничества, и они нередко объединяют усилия для решения той или иной проблемы. Однако, разногласия между ними, порождающие напряженность в различных уголках мира, создают угрозу для поддержания стабильного мирового порядка.

Источник

Последние новости