25 июля российский президент Владимир Путин выступил с воодушевляющей речью по случаю 325-летия со дня основания военно-морского флота. «Сегодня у российского флота есть все необходимое для защиты нашей родины и наших национальных интересов. Мы способны обнаружить любую подводную, надводную или воздушную цель и нанести удар, если это необходимо», – сказал он.
Речь Путина сопровождалась впечатляющим парадом военно-морской техники – свидетельством укрепления и модернизации Вооруженных сил России за последние десятилетия. Возрождение России как военно-морской державы вызвало наибольший резонанс на Черном море, где Москва стремится создать новую сферу влияния. Ее действия в этом регионе, включая модернизацию Черноморского флота и выдвижение претензий на территориальные воды у побережья Крыма, угрожают нарушить баланс сил в Черном море и в Восточном Средиземноморье, а также поставить под удар свободу навигации, не только в этих водах, но и по всему миру.
На протяжении веков Россия рассматривает Черное море как важнейший фактор своей безопасности. Екатерина Великая аннексировала Крым у турок в 1783 году, а ее фаворит Григорий Потемкин в том же году создал в Севастополе Черноморский флот. В девятнадцатом столетии Россия соперничала с крупными европейскими державами и Османской империей за влияние в Черном море и окружающем регионе. Однако лишь в годы холодной войны Советский Союз превратился в доминирующую державу, которой противостояла в Черном море лишь Турция, член НАТО. Кроме того, Советы использовали Черное море для проекции силы в Восточном Средиземноморье.
Впрочем, после распада Советского Союза положение России резко изменилось: Грузия и Украина стали независимыми государствами и нацелились на интеграцию с Западом, а Болгария и Румыния в 2004 году вступили в НАТО. В результате Россия потеряла доступ к некоторым частям черноморского побережья, которые она прежде прямо или косвенно контролировала. Россия и Украина договорились о разделе Черноморского флота, который по-прежнему базировался в Севастополе. В 2010 году Киев продлил договор об аренде до 2042 года, но после бегства пророссийского президента Виктора Януковича из Украины в феврале 2014 года и прихода к власти нового прозападного правительства, Путин опасался, что Киев откажется от этого договора.
В марте 2014 года Москва аннексировала Крым и захватила большую часть украинских кораблей в Севастополе, вынудив Киев перенести штаб-квартиру ВМС в Одессу. Путин оправдывал эти действия тем, что «корабли НАТО оказались бы в Севастополе», если бы Россия не взяла под контроль Крым. С тех пор Россия утроила де-факто свою береговую линию в Черном море и значительно укрепила ракетные силы.
Это помогло ей усилить свое влияние в Восточном Средиземноморье, где Москва выступила на стороне сирийского президента Башара аль-Асада. Россия модернизировала свою военно-морскую базу в сирийском порту Тартус и в целом значительно укрепила свои позиции на Ближнем Востоке.
В то же время Москва выдвинула претензии на территориальные воды вокруг Крыма и взяла их под свой контроль. Например, 23 июня британский эсминец «Defender» на короткое время вошел в 12-мильную зону у берегов Крыма, на что он имел право в соответствии с положением Конвенции ООН по морскому праву о «мирном проходе». Британия заранее спланировала этот маневр и взяла журналистов на борт судна, чтобы оспорить претензии России на прибрежные воды Крыма и утвердить свободу навигации. Однако, Россия ответила жестко, открыв предупредительную стрельбу по эсминцу, а затем осудив устами президента Путина «британо-американскую провокацию».
Агрессивное поведение Москвы встревожило другие прибрежные страны Черного моря, включая Грузию и Украину. Прежде Россия уже вторгалась в обе страны в попытке помешать им вступить в НАТО, и она продолжает оккупировать часть их территории. В результате у Тбилиси и Киева сложились враждебные отношения с Москвой, и они сотрудничают с НАТО для укрепления своих военно-морских сил.
Румыния, преданный союзник НАТО, также опасается военных возможностей России и испытывает подозрения по поводу ее намерений. У Болгарии более тесные и более сложные отношения с Москвой, но она остается верна своим обязательствам в рамках интеграции с Западом. Обе страны выступают за расширение военного присутствия НАТО в регионе.
Однако, черноморская страна, чьи отношения с Россией в наибольшей степени определяют стремление Путина к доминированию в регионе – это Турция. У России и Турции давняя история соперничества и военных конфликтов, большая часть из которых разыгрывались в Черном море. Однако после попытки государственного переворота в Турции в 2016 году две страны сблизились, в основном потому, что Путин поддержал Эрдогана и воздержался от критики в связи с его расправой над оппонентами. В знак новой близости Турция приобрела у России передовые системы ПВО С-400, разгневав НАТО и дав повод Соединенным Штатам исключить ее из программы производства истребителей F-35.
Однако, турецко-российские отношения никак нельзя назвать безоблачными. Они поддерживают соперничающие силы в Ливии и Сирии. В ходе недавней войны в Нагорном Карабахе, Турция поддерживала Азербайджан, в то время как Россия выступала посредником между воюющими сторонами. После подписания перемирия России пришлось смириться с миротворческой ролью Турции в своем «ближнем зарубежье». Напряженность между двумя странами усилилась после решительной поддержки Эрдоганом Киева и его публичных заявлений о том, что Крым по праву принадлежит Украине, а не России. В июле Турция поставила свой первый боевой беспилотник ВМС Украины, что стало знаком углубления турецко-украинских военных связей и, разумеется, вызвало крайнее недовольство Москвы.
У Анкары имеются мощные рычаги влияния на Москву, поскольку она может предоставить либо не предоставить кораблям НАТО доступ в Черное море. В течение последних 85 лет Турция регулирует трафик торговых и военных судов в соответствии с Конвенцией Монтрё. Анкара последовательно проводит политику беспристрастности при реализации своих прав, то есть время от времени она отказывает кораблям НАТО в доступе в Черное море.
В последние годы Соединенные Штаты оказывают давление на Турцию, требуя, чтобы она толковала положения упомянутой конвенции в более либеральном ключе, что позволило бы НАТО расширить свое присутствие в Черном море. До сих пор Турция отвергала эти требования, но она, возможно, находится в преддверии кардинального пересмотра конвенции по собственным причинам: Эрдоган предложил противоречивый проект нового канала к западу от Стамбула, который не подпадал бы под условия Конвенции Монтрё, а это теоретически означало бы неограниченный доступ в Черное море для кораблей НАТО. Неудивительно, что Путин резко раскритиковал этот проект и призвал Эрдогана придерживаться конвенции.
Администрация Байдена должна решить, как реагировать на растущее военное присутствие Кремля в черноморском регионе и стремление Москвы контролировать воды вокруг побережья Крыма. На самом деле, ставки гораздо выше: судьба территориальных вод Крыма может вызвать глубокий резонанс в Южно-Китайском море, где Пекин претендует на суверенитет над большей частью территориальных вод.
В краткосрочной и среднесрочной перспективе США и НАТО должны продолжать оказывать политическую и военную поддержку Болгарии, Грузии, Румынии, Турции и Украине, чтобы помочь им выстоять в силовой игре против России в Черном море. В долгосрочной перспективе Вашингтон должен стремиться убедить все черноморские государства соблюдать существующие международные соглашения, гарантирующие свободу навигации и право «мирного прохода» в территориальных водах друг друга. Отказ от выполнения этих соглашений в Крыму представляет угрозу региональной безопасности, глобальной торговле и существующему мировому порядку.
Читайте также
Последние новости