Следующая новость
Предыдущая новость

В Уфе разрушается исторический памятник — усадьба Бухартовских

31.08.2018 18:18
В Уфе разрушается исторический памятник — усадьба Бухартовских

В Уфе на перекрёстке улиц Аксакова и Коммунистической, бывших Аксаковской и Успенской, стоят два двухэтажных здания, построенные в конце XIX века. Карниз, подзор, фриз и наличники окон этих домов богато украшены деревянной резьбой. Домом на северо-восточном углу перекрёстка владело семейство дворян Бухартовских, уроженцев Белой Руси, имевших польское происхождение.

Более всего истории Уфы известен Генрих-Иосиф Генрихович Бухартовский — полицеймейстер города Уфы (глава городской полиции) в 1903-1912 годах. При рождении как католик он получил двойное имя, по-русски же именовался просто Генрихом Генриховичем. Родился он в Витебске 18 ноября 1870 году. Служил в Екатеринбурге, Москве, Оренбурге, Орске и Семипалатинске. В Уфе Бухартовский прославился тем, что сразу же по прибытию занялся укреплением материальной базы и кадрового состава городской полиции. Он впервые организовал в Уфе антропометрическое бюро, фотолабораторию для скорейшего раскрытия запутанных преступлений. По его инициативе Уфа стала одним из первых губернских городов, где были созданы паспортный стол и сыскное отделение. А в 1909 году Бухартовский стал председателем учрежденного Уфимского отдела Российского общества поощрения применения собак к полицейской и сторожевой службе. Этими для того времени европейскими новшествами мы с успехом пользуемся и по сей день.

Фото предоставлено автором.

Большое внимание Генрих Бухартовский уделял профилактике преступлений. Когда он возглавил уфимскую полицию, пошла на убыль активность всевозможных социалистов, революционеров и террористов. Вспомним, что время было тревожное: в ответ на «златоустовскую бойню» в мае 1903-го в уфимском Ушаковском парке убили губернатора Николая Богдановича, в 1905 году в Видинеевском летнем театре ранили губернатора Ивана Соколовского; в уфимских железнодорожных мастерских действовало революционное подполье во главе с Иваном Якутовым, Война с японцами переросла в очередную русскую смуту. Летом 1906-го произошла знаменитая «Дёмская экспроприация».

В 1903-1904 годах Генрих Генрихович Бухартовский принял самое непосредственное личное участие в основании и обустройстве четвёртого по счёту из уфимских парков — сада Попечительства общества о народной трезвости, или как просто именовали его уфимцы: парк Трезвости. Бухартовский предложил комитету Попечительства о народной трезвости создать сквер для народных гуляний на рабочей окраине города, дабы каким-то образом оздоровить образ жизни «третьего сословия», проживающих здесь пролетариев — железнодорожников и речников. Городская Дума распорядилась выделить под сквер землю между Иоанно-Предтеченским кладбищем и Солдатским озером. Здесь были организованы аллеи, скамейки, качели-карусели, оранжереи, построили чайную и шахматный павильон. Здесь бегали наперегонки, стреляли в цель, лазали на мачту, играли в кегельбан и детские игры, танцевали. В том же 1903 году Бухартовский, как член Уфимского комитета вольно-пожарного общества, распорядился организовать в Уфе духовой оркестр, который играл на парадах, учениях, в театрах и клубах. По злой насмешке судьбы в 1920-е годы парк переименован в честь одного из тех, с кем боролся полицеймейстер, Ивана Якутова.

В конце 1905 года в Уфимской губернии появился последний выдающийся в её истории губернатор Александр Ключарёв, и Генрих Бухартовский стал его «правой рукой». Был создан Аксаковский комитет для осуществления, как бы ныне выразились, широкомасштабной патриотической акции — увековечивания памяти выдающегося русского писателя; ведь до этого имя Сергея Аксакова почти ничего не говорило большинству россиян царского времени, более известными были его сыновья — теоретики и практики идей славянофильства. Для строительства Аксаковского народного дома (ныне театр оперы и балета), личной задумки губернатора Ключарёва, Генрих Бухартовский как активный член упомянутого комитета прилагал невероятные усилия, лично объезжал всех состоятельных уфимцев и всеми правдами и неправдами собрал значительную часть требуемой суммы. Возведение Аксаковского дома, заложенного в мае 1909 года в день 50-летия кончины Аксакова, и посвящённого 300-летию царствующего дома Романовых, стало делом жизни и чести как губернатора Александра Ключарёва, так и полицеймейстера Генриха Бухартовского. Но, несмотря на все старания, к сроку — 1913 году — Аксаковский народный дом был достроен только в парадной театральной части, а западная половина, где должна была разместиться картинная галерея и культурно-просветительские общества по интересам, так и не была завершена. Позже, в советское время, там была сделана надстройка.

Очевидно, Уфу Генрих Генрихович Бухартовский покинул не сразу. В 1913 году он всё ещё был членом правления Уфимского пожарного общества; а в 1914 года в чине надворного советника он служит уже в Симбирской губернии уездным исправником полицейского управления города Сенгилея и одноименного уезда. Затем три года служит полицмейстером в городе Новониколаевске (Новосибирске). И здесь герой наш проявляет себя как организатор и общественник: в июле 1915 года создается Новониколаевское отделение «Общества увековечения памяти героев великой мировой войны, возникшей в 1914 году»; председателем правления был избран, естественно, Генрих Бухартовский.

После февральской революции он был разжалован в солдаты и направлен в действующую армию. В августе 1920 года Бухартовский был арестован Иркутской губЧК, разыскивавшей деятелей белого движения, но едва ли он таковым успел побывать, слишком маленький срок ему дали. В ноябре его арестовали вторично и препроводили в Уфу, где в январе 1921 года осудили на три года и четыре месяца. По некоторым сведениям помещался он в большевистском концлагере, который разместили в разгромленном уфимском Успенском монастыре (ныне УЮИ — юридический институт, бывшая школа МВД). В 1924 году Генриха Бухартовского, отмотавшего почти весь срок, из тюрьмы выпустили по болезни. Конец его жизни не известен. Так сгинул ещё один яркий уфимец, сохранивший сотни человеческих жизней, подаривший городу детский парк и оперный театр.

Угловой дом усадьбы Бухартовских запечатлён на многих фотографиях города, он вошёл в фотоальбомы и рекламные проспекты. Безусловно, этот оригинальный памятник архитектуры — один из знаковых, легко узнаваемых домов старой части Уфы, он должен быть тщательно реставрирован с восполнением многочисленных резных деталей.

Фото предоставлено автором.

Севернее углового расположено второе здание усадьбы Бухартовских — деревянное, одноэтажное со стороны улицы, с мезонином в дворовой части. Его не совсем правильно именуют флигелем, между тем это самостоятельный дом. Окна украшены деревянными резными наличниками. Время постройки – ориентировочно одновременно с главным домом усадьбы. Здание так же изначально использовалось под жилые квартиры. В 2011-12 годах дом был расселён, и пустует. Оба дома усадьбы Бухартовских были соединены между собою резными деревянными воротами, утраченными в советское время.

В январе 2017 года, после долгой подготовки соответствующих документов, дома усадьбы Бухартовских были официально поставлены на государственную охрану как памятники истории и культуры (объекты культурного наследия).

Но в 2018 году главный угловой дом-памятник был расселён, и варвары незамедлительно стали выдирать полы, окна и двери. В ответ на это Управление по государственной охране объектов культурного наследия Башкирии направило предостережение администрации Уфы о недопустимости нарушения требований по содержанию объектов культурного наследия. Проверка установила, что собственник оказался нерадивым, он не обеспечивает должное состояние принадлежащих муниципалитету зданий усадьбы Бухартовских. Между тем, федеральный закон № 73 от июня 2002 года налагает на собственников зданий-памятников обязательства создавать условия, направленные на максимальное сохранение предметов охраны. В противном случае их ждёт нарастающая череда штрафов и… всё равно неизбежная обязанность реставрировать эти здания.

Источник

Последние новости