Когда говорят о защите прав инвалидов, чаще всего подсчитывают, сколько в городе установлено пандусов и специальных подъемников. Это, конечно, все правильно и нужно, но вопрос этим не исчерпывается. Массу неудобств в нашем городе испытывают, к примеру, незрячие граждане. О том, как им живется, мне рассказала Гузель Хасанова — руководитель клуба владельцев собак-проводников «Актырнак».
— Большие проблемы с транспортной доступностью — как в Уфе, так и по всей Башкирии. Например, захожу я в автобус 272, мне сразу же объявляют, что будет двойная оплата. Или просто закрывают двери перед носом. Пассажиры, видя, что человек незрячий, с собакой-поводырем, никак не реагируют. Это коробит.
Есть ряд маршрутов, по которым ездят только «Газельки». Они постоянно переполнены — туда сесть порой невозможно, не говоря уже о том, чтобы взять собаку. А колясочникам в этом плане еще сложнее, представляете! Сейчас как раз взялись за общественный транспорт — считаю, что вопрос нужно проработать и с этой точки зрения тоже. Я была в Тюмени, там, во-первых, во всех автобусах, больших и маленьких, единая цена за проезд — 22 рубля, во-вторых, обязательно предусмотрены места для инвалидов и есть, где разместить собаку. А у нас все салонное пространство заполнено сиденьями.
Наконец, огромная проблема — отсутствие информации об остановках. Раньше, как минимум в автобусах «Башавтотранса», всегда объявлялись остановки — и на русском, и на башкирском языках. Сейчас этого нет вообще. Это унижает мое человеческое достоинство. Мне приходится просить чужих людей, чтобы помогли мне, сориентировали. Почему отключили автоинформаторы? А ведь это касается и обычных людей — приезжих, например, или тех, кто плохо знает город. Наконец, вечером зимой, когда стекла запотели — тут даже люди с острым зрением легко проедут свою остановку.
Стоишь на остановке, спрашиваешь у прохожих: это какой автобус или трамвай? Обычная такая разговорная форма вместо, например, фразы «Скажите, пожалуйста, какой номер маршрута у приближающегося трамвая?». А в ответ слышишь: «Это железный трамвай». Спасибо большое, я ведь именно это хотела услышать…
Наконец, очень часто автобусы не останавливаются строго на остановке. Ведь даже если тебе сказали номер маршрута, нужно еще добежать и опять спросить — чтобы попасть именно в тот. А есть еще пенсионеры, которым тяжело бежать.
Отдельный вопрос — пригородные маршруты. Водитель-частник самолично решает, кого везти, кого — нет. Но ведь лицензия выдается и на пригородный транспорт тоже. Почему их не обучают, не вразумляют? Должны же какие-то проверки быть.
Непросто вызвать такси. Звонишь, оговариваешь, что с тобой собака-поводырь, — они поднимают цену на поездку на 30-100 рублей. А ведь есть федеральный закон, запрещающий взимать дополнительную плату в подобных случаях, так как собака-поводырь считается техническим средством реабилитации. Все равно, что коляска для инвалида-колясочника. Разумеется, мы тоже соблюдаем правила социума — перед тем, как сесть в такси, берем подстилку для собаки, надеваем на нее комбинезон. Но несколько раз бывало такое, что такси приезжало и сразу же уезжало. Никакой ответственности никто не понес, а мы даже не можем зафиксировать этот факт.
Остаются еще магазины, торговые центры и другие общественные места. Нередко на входе в такие заведения висит знак «С собаками вход воспрещен». И это тоже нарушение.
Данная заметка — лишь поверхностный взгляд на проблему. А ведь есть еще граждане со слабым слухом, с другими недугами. Повторюсь, пандусы — это хорошо, но дело не только в них. Давайте сделаем Уфу удобной для всех без исключения, и не только 3 декабря. Если каждый из нас проявит хоть чуточку внимания к другим — мы уже сдвинемся с места.
Читайте также
Последние новости