Бренд нашей республики, безусловно, мед. Самый дорогой и раскрученный мед в нашем регионе качают в Бурзянском районе. В заповеднике «Шульган-Таш» имеются шесть пасек. Одна из пасек расположена в деревне Кашеля на живописном берегу реки Нугуш. В настоящее время в деревне обитают всего три человека. И в радиусе 30 километров от деревни больше никто не живет. Добраться до пасеки возможно, но очень сложно. Езда по бездорожью через лес занимает более трех часов в одну сторону. Таким образом вдали от цивилизации руководство заповедника пытается сохранить известную на весь мир бурзянскую пчелу.
Несколько лет назад Кашеля была заброшенной деревней. А сейчас здесь стоят новые постройки. Туристы, которые сплавляются по Нугушу, могут за 300 рублей обрести ночлег под крышей. И в бане помыться и попариться.
На пасеке имеются около 70 семей пчел. Также здесь занимаются и бортничеством. Бортевой мед собирают один раз в год, в сентябре, а липовый, например, начинают качать в июле. Нам удалось побывать на первой качке меда. Мы приехали на пасеку с сотрудниками заповедника.
С мая на пасеке трое мужчин. Пчеловод Юнус, охранник Танатар и турист Дмитрий.
Танатару 24 года, на пасеке он живет круглый год, зимой один, иногда к нему приезжают госинспекторы. Один-два раза в месяц он на лошади ездит в соседнюю деревню за продуктами, бывает, что и пешком ходит, это зависит от настроения. Его основная задача — охранять территорию.
— Мне нравится здесь жить и работать. Тишина тут. Природа красивая. Просыпаюсь утром, а за окном речка, туман. Наслаждаюсь моментом. Рыбалка каждый день, хариусов ловлю. А летом пчеловоду помогаю, — говорит Танатар. — В этом году видел медведей в 20 метрах от меня. Паники не было никакой. Посмотрели мы друг на друга и разошлись каждый по своим делам.
Главный пчеловод на пасеке — Юнус Асылгужин. В заповеднике он уже шестой год. Рассказывает, что когда попал на пасеку в первый раз, там даже света не было, использовали керосиновые лампы. А теперь есть электричество от солнечных батарей. Даже интернет в доме имеется.
— Раньше мы с женой вместе работали. А потом она вышла на пенсию. И сейчас живет в деревне с людьми, — говорит Юнус. — Но здесь скучно не бывает. А если вдруг заскучаю, то бегу домой, к семье. Нахожусь здесь с весны до осени.
Помимо пчеловодства, мужчины готовят дрова, запасаются сеном, в деревне есть несколько лошадей. Кроме пасеки, они смотрят за бортями в лесу. Кстати, из одной борти можно получить в среднем лишь пять килограммов меда. Килограмм бортевого меда в заповеднике стоит 4900 рублей.
— Пчелами мне нравится заниматься. Они меня практически уже не жалят. Сегодня вот прошла первая качка меда, две фляги собрали.
В этом году в мае на пасеку приехал турист Дмитрий Соколов из Улан-Удэ. Он еще в детстве мечтал жить на природе.
— Все мои одноклассники писали сочинения в школе, что хотят быть космонавтами, а я писал, что хочу стать лесником. Но жизнь так сложилась, что попал не в леса, а в моря. Потом занялся предпринимательством. Сейчас время появилось, стал путешествовать.
Дмитрий рассказывает, что в интернете увидел материал о бурзянской пчеле, о том, что именно в этом районе живут самые известные бортевики. Заинтересовался.
— Приезжал сюда я еще в прошлом году. Был в Каповой пещере. Познакомился с разными пчеловодами. Решил в следующем году снова побывать в республике и обучиться азам пчеловодства и бортничества. И приехал, — говорит Дмитрий.
Дмитрия на пасеку взяли как волонтера. Понемногу Юнус и Танатар обучают гостя из Бурятии всему тому, что знают сами.
— Таким образом я готовлюсь к пенсии. Возможно, и стану в будущем пчеловодом. Хорошо здесь живется и дышится. Работа всё время на свежем воздухе. На днях видел кабана, медведя еще не встречал. Правда, пчёлы иногда жалят, но потихоньку я к этому привыкаю, — улыбается Дмитрий.
18-19 августа на территории заповедника пройдет международный этнофестиваль «Бурзянский мед — башкирская слава», где можно будет приобрести мед и продукты пчеловодства.
Читайте также
Последние новости