В прошлом году Россия подверглась атакам телефонных террористов. Была нарушена спокойная жизнь в более чем сотне городов в 75 субъектах страны. В Югре преступники также пытались дезорганизовать работу местных администраций и учреждений…
Новые нормы, новая ответственность
Размах ложных сообщений достиг такого уровня, что в последний день 2017 года, 31 декабря, президент России утвердил пакет изменений в Уголовный кодекс, касающийся борьбы с терроризмом, в том числе ужесточение наказания за телефонный терроризм. 11 января этот закон вступил в силу. В чем суть этих новшеств? Как борются с телефонной преступностью в нашем округе, какие успехи в этой деятельности уже достигнуты? Об этом и многом другом нашему корреспонденту рассказал начальник управления по профилактике терроризма и обеспечению деятельности комиссии по вопросам помилования аппарата губернатора Югры, руководитель аппарата антитеррористической комиссии Евгений Лейком.
– В законодательстве появилось такое понятие, как «социальные объекты», – говорит Евгений Яковлевич. – И они расписаны: объекты образования (например, школы,) здравоохранения, культуры, спорта, транспортные организации, предоставляющие пассажирские услуги, учреждения, связанные с отдыхом и досугом, и так далее. Если заведомо ложное сообщение об акте терроризма совершено в отношении объектов социальной инфраструктуры, в Уголовном кодексе предусмотрена ответственность – до пяти лет лишения свободы. Такие же санкции последуют в случае крупного ущерба – более одного миллиона рублей. Как мы видим, меры пресечения ужесточены. Это первый важный момент. Второй момент. В закон введена специальная норма, которая посвящена именно дестабилизации деятельности органов власти. Если заведомо ложное сообщение о готовящемся теракте совершено в этих целях, то грозит до восьми лет тюремного заключения.
По словам Евгения Лейкома, российское законодательство предусмотрело и норму с повышенной ответственностью. Например, если в результате акта телефонного терроризма, к несчастью, погиб человек, это деяние наказывается лишением свободы на срок до десяти лет. Ужесточение статьи 207 УК РФ «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма», по мнению главы аппарата АТК Югры, – эффективный механизм для правоохранительных органов, чтобы влиять на ситуацию.
Лжеминёры уже не те
– До прошлого года ложные сообщения об актах терроризма исходили от школьников, которые хотели просто сорвать уроки и «минировали» свои родные школы, или от людей в нетрезвом состоянии, решивших поразвлечься. В 2017 году, как я понял, ситуация, да и сами злоумышленники изменились. Чтобы бороться со злом, нужно знать, как оно выглядит. Каков портрет современного телефонного террориста?
– Действительно, последние события, которые трижды – в сентябре, ноябре и декабре – затронули три города нашего автономного округа (Сургут, Нижневартовск и Ханты-Мансийск), да и всю страну, показали телефонного террориста новой формации. Это скорее террорист-наемник, который использует высокие технологии, ставящий перед собой конкретную цель – нанести максимальный ущерб, подорвать авторитет органов власти и посеять среди населения панику, а если удастся – то и добиться человеческих жертв.
Что самое опасное, эти террористы нападают сразу на несколько больших населенных пунктов в одном субъекте Российской Федерации и выбирают не один, а десятки объектов с массовым пребыванием граждан, чтобы затруднить действия правоохранительных органов и спасательных служб.
Чтобы их своевременно не обезвредили, они действуют из-за рубежа, наносят удар из других стран (как правило, это США, Канада, Германия и т. д.) с использованием интернета и сотовой связи.
– Средства массовой информации в те дни много писали об «украинском следе»….
– По нашему региону он в те дни не прослеживался. Напомню, что по всей России такая мощная атака была.
Телефонный террорист
– Как, на ваш взгляд, будет развиваться ситуация вокруг телефонного терроризма в Югре? Сколько было подобных случаев в 2016, 2017 годах?
– В 2017 году в Югре зарегистрировано 25 заведомо ложных сообщений об акте терроризма (в 2016-м – 16) – на треть больше, чем в предыдущем году. В первую очередь это связано с атаками, о которых я говорил.
Ни для кого не секрет, что сейчас идет информационная война. Противник понимает, что наша страна развивается, наращивает свою экономическую, военную мощь, диктовать ей условия никто не может. Поэтому делается все, чтобы дестабилизировать сложившееся положение. Ведется нечестная борьба, вводятся санкции, возле границ Российской Федерации НАТО стягивает войска, развернуты боевые действия в странах Африки, Ближнего Востока и на Украине.
Что касается телефонного терроризма, то это всего лишь маленькая частица информационной войны, направленной против нашего государства, на подрыв авторитета органов власти. И я думаю, что в 2018 году ситуация к лучшему не изменится, тем более что предстоят президентские выборы, чемпионат мира по футболу. И мы должны быть готовы ко всему.
Проверки и учения
И надо сказать, что в округе сделали многое, чтобы успешно вести борьбу с телефонными террористами. Наиболее удачной практикой Югры Евгений Лейком назвал решение об организации взаимодействия правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления со средствами массовой информации по освещению в СМИ происходящих событий, чтобы не вызвать панику у югорчан и избежать возможных жертв во время эвакуации.
– В качестве примера я могу назвать события одного из последних дней прошлого года, 29 декабря. Террористы специально выбрали время, когда люди идут в магазины за продуктами для новогоднего стола, за подарками родным и близким. И вот в этот день преступники начали массированную атаку ложными сообщениями в Сургуте и Нижневартовске. Правоохранительные органы и спасательные службы о проводимых мероприятиях информировали органы государственной власти и местного самоуправления, которые, в свою очередь, предоставляли достоверные сведения СМИ для оповещения граждан как о проводимых мероприятиях, так и о порядке действий в данных случаях. В результате происшествий удалось избежать.
В борьбе за будущее
Как можно победить не на полях сражений другую страну, с сильной экономикой, промышленностью, хорошо вооруженной армией? Наши заклятые «партнеры» хорошо знают этот способ: нужно молодежь этой страны оторвать от исторических корней, культуры, традиций. Именно этим всегда занимались не дружественные России государства.
– Не секрет, что нравственное развращение молодежи и отрыв ее от исторических корней является одним из важных направлений подрывной деятельности спецслужб враждебных государств,– говорит Евгений Яковлевич. – И это не преувеличение. Молодым людям, лишенным моральных принципов и не знающим историю своей страны, можно внушить любую идею, вооружить и направить против своих отцов и матерей. Подобную картину мы наблюдаем сейчас на Украине.
Чтобы молодежь могла сопротивляться пропаганде насилия, основными аспектами работы с ней должны являться (в первую очередь) патриотическое воспитание, углубленное изучение в учебных заведениях истории России, привитие моральных принципов, развитие интересов в профессиональном направлении.
Как видим, в Югре сложилась эффективная система противодействия террору. Власть и общество, правоохранители, спецслужбы активно взаимодействуют, чтобы не допустить вылазок террористов и минимизировать последствия их деяний для югорчан. Последние изменения в законодательстве создали предпосылки для еще более успешной борьбы с этим злом. Следовательно, преступникам и тем, кто за ними стоит, не удастся посеять атмосферу страха, неуверенности в завтрашнем дне у югорчан. А значит, добиться своей главной цели.
Аппарат антитеррористической комиссии Югры разработал и ознакомил сотрудников региональных СМИ с «Памяткой для журналистов при освещении антитеррористических мероприятий (в т. ч. при проведении контртеррористических операций, учений и тренировок)».
Кроме того, аппарат комиссии подготовил социальные ролики, телевизионные программы, интервью, посвященные профилактике терроризма.
Читайте также
Последние новости