В городе-герое Керчи я побывала по приглашению поисковой команды «Батарея 29 БИС», которая работала в поисковой экспедиции «Большой десант – 2019» . В начале мая там было проведено торжественное мероприятие с выходом на Черное море и возложением венка на месте гибели сторожевого катера 053. Катер нашли дайверы–поисковики. Судно подорвалось на мине в ночь с 3 на 4 ноября 1943 года, во время Великой Отечественной войны. Катер участвовал в Керченско-Эльтигенской десантной операции в 10 километрах от мыса Камыш-Бурун. Все 12 членов экипажа погибли. Тогда они считались без вести пропавшими. И только спустя 76 лет представилась возможность узнать о судьбе экипажа, в частности о моем двоюродном деде Исхаке Сарваровиче Вахитове из села Кашкалаши Благоварского района Башкортостана.
Поисковая экспедиция «Большой десант-2019» прошла в акватории Керченского пролива с 28 апреля по 8 мая 2019 года. С каждым годом она становится более масштабной, расширяя свои границы. В подводных исследованиях дна Черного моря в этом году приняли участие более 50 дайверов и активистов из России, Украины, Эстонии, Венгрии, Казахстана.
Нас, родственников погибших краснофлотцев, пригласили почтить память моряков, отдать им последнюю дань. Встретили очень радушно. От Башкортостана были я и депутат Госдумы Ильдар Бикбаев. Он возглавляет Совет Регионального общественного Фонда поисковых отрядов Республики Башкортостан. И сделал многое, чтобы эта поездка состоялась.
Поисковики продемонстрировали нам находки, поднятые с затонувшего судна, а затем мы все вместе отправились к месту его гибели в сопровождении пограничного катера ФСБ России.
Над последним пристанищем судна команда моряков опустила в море венок в форме пятиконечной звезды.
Прогремел залп из винтовок. Венок немного покружился над местом, где погиб экипаж, затем холодные волны керченского пролива медленно унесли его в синие просторы.
Бросая в море горсть земли, привезенную с родины моего деда, я рыдала. Боль, которую я в себе носила, по тем, кто не вернулся из боя, кто не дождался своих отцов, сыновей, дочерей, стала невыносимо тяжелой, свинцовой и вышла наружу. «Спите спокойно, моряки! Спи спокойно, мой дед! Прощай! Тыныч йокла, Исхак бабакай! Бәхил бул! Туган туфрак баш очыңа мендәр булсын!» После этих слов прощания на душе стало уютно, спокойно.
Дайверы еще раз спустились в глубины Черного моря и при нас достали фрагменты катера СК-053.
Поднять катер целиком нет возможности. Бронекатер БК-73, на котором происходило мероприятие, является действующей копией судна времен Великой Отечественной войны. Он был построен к 70-летию Победы. Это единственный в мире бронекатер на ходу. Конструировал его Александр Ёлкин, который трудится помощником генерального директора судоремонтного завода в Тольятти, а в свободное от работы время организует экспедиции тольяттинских дайверов на черноморское побережье. Мы побывали внутри судна, спустились в трюм. Там много экспонатов времен войны, поднятых с затонувших кораблей и катеров.
Несколько слов о катере береговой охраны, который на всем протяжении нашего путешествия сопровождал нас. Александр Ёлкин, руководитель поисковой группы «Батарея 29 БИС» сообщил журналистам КерчьИНФО, что организовать мероприятие поисковикам помогли сотрудники Пограничного управления ФСБ России. «Тем самым пограничники отдали дань памяти затонувшему катеру, который, кстати говоря, тоже был пограничным», — рассказал он.
Людей, занимавшихся поиском, было очень много. Я благодарю команду Александра Ёлкина, которая нашла нас, родственников погибших, и пригласила в Керчь, чтобы почтить память моряков, сражавшихся в самые трудные дни Великой Отечественной войны и отдавших свои жизни в борьбе против фашизма. Также огромное спасибо Александру Шестерикову, Олегу Пастухову, Олегу Абдуллину, Римме Буранбаевой и многим другим за их неоценимую помощь.
Наши герои живы, пока память о них жива!
Читайте также
Последние новости