Когда-нибудь исследователи экономической истории, возможно, датируют начало Века Азии маем 2020 года, когда большинство азиатских экономик восстановились и вернулись к докризисному уровню занятости, в то время как Запад продолжал терять силы в коронавирусном карантине. Азия превратилась в экономическую зону, столь же тесно интегрированную, как и Европейский Союз. И этот регион все более явно стремится изолировать себя от экономических шоков, исходящих от Соединенных Штатов и Европы.
Ежедневные данные приложения Google, которое отслеживает трудовую мобильность, используя местоположение смартфона для определения количества людей, направляющихся на работу – безусловно, источник самой точной и актуальной информации об экономической активности. По состоянию на 13 мая Тайвань, Южная Корея и Вьетнам вернулись к нормальному уровню занятости. Япония и Германия поднялись до отметки на 20 процентов ниже нормы. При этом Соединенные Штаты, Франция и Великобритания оставались парализованными. Приложение Google не может дать информацию по Китаю, но имеющиеся данные из других источников указывают на то, что Китай движется тем же путем, что Тайвань, Южная Корея и Вьетнам.
Восстановление экономики в странах Азии согласуется с успехом в борьбе с пандемией Covid-19. В Китае, Тайване, Южной Корее, Гонконге и Сингапуре смертность от коронавируса составляет одну десятую от аналогичного показателя в Германии, и одну сотую от показателей США, Франции, Великобритании или Испании. Соединенные Штаты изо всех сил пытаются заново открыть свою экономику, несмотря на гораздо более высокий уровень новых случаев заражения, по сравнению с азиатскими странами или Германией. Однако, это связано со значительным риском. Так, два завода компании Ford Motor в Соединенных Штатах, которые возобновили свою работу 17 мая, были вновь закрыты три дня спустя, после того как несколько сотрудников получили положительные результаты теста на Covid-19.
Краткосрочный скачок экономического роста в Азии последовал за успехами в профилактике заболевания. Однако, долгосрочным драйвером роста в регионе является восхождение Китая в качестве технологической сверхдержавы. Ожидается, что сессия Народного собрания в Пекине примет решение о направлении государственных инвестиций общим объемом около 1,4 триллиона долларов в развитие широкополосной связи 5G, автоматизации производства, технологии автономного транспорта, искусственного интеллекта и других смежных областей.
Азия в настоящее время выступает как сплоченный экономический блок. Шестьдесят процентов объема торговли азиатских стран приходится на долю партнеров в пределах самой Азии. По этому показателю она примерно соответствует Европейскому Союзу. Данные о трудовой мобильности Google коррелируют с информацией, полученной ранее из торговой статистики Китая. Внутриазиатская торговля росла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в то время как торговля с Соединенными Штатами находилась в стагнации.
Рост объемов торговли между Китаем и странами Юго-Восточной Азии, а также Кореей и Тайванем, демонстрирует степень азиатской экономической интеграции. Рост китайского экспорта Китая в Азию был гораздо более динамичным, чем в Соединенные Штаты. Кстати, последний показатель практически стоит на месте уже несколько лет подряд, начиная с 2014 года.
Тем временем, фондовый рынок Китая показывает в этом году лучшие результаты в мире, поскольку индекс MSCI в долларовом выражении снизился всего на 2 процента, в то время как показатели всех остальных крупных бирж упали гораздо сильнее. Устойчивость китайского фондового рынка заслуживает особого внимания, учитывая эскалацию торговой войны с США, и в том числе запрет на экспорт третьими странами компьютерных процессоров, созданных с использованием интеллектуальной собственности США, китайским компаниям, включенным в «черный список», а также угрозы исключить китайские компании из реестра фондовой биржи США.
Однако, акции компаний, работающих в сфере технологий здравоохранения, лидируют на китайском фондовом рынке, а Alibaba Health Information продемонстрировала рост почти в два раза с начала нынешнего года. Стремление Китая занять лидирующие позиции в мире в области искусственного интеллекта и анализа больших данных в секторе здравоохранения, заметно усилилось на фоне пандемии Covid-19, что вызвало смятение среди американских официальных лиц.
Недавно Министерство торговли США ввело контроль над продажами полупроводниковых комплектующих китайским компаниям из вашингтонского «списка юридических лиц», если эти комплектующие производятся где-либо в мире на основе американских технологий. Китайский телекоммуникационный гигант Huawei, мировой лидер в области систем широкополосной связи 5G, разрабатывает собственные микросхемы и заказывает их производство тайваньской компании Semiconductor Manufacturing Corporation (TSMC), крупнейшему в мире производителю микропроцессоров. TSMC использует для производства чипов американское оборудование, следовательно, она неизбежно попадет под действие запрета. Отраслевые аналитики ожидают дополнительной информации, чтобы понять, насколько строго Соединенные Штаты намерены применять свои новые правила, которые имеют «льготный период» продолжительностью в 120 дней.
Все это означает, что администрация Трампа решила пойти ва-банк, когда ей не удалось отговорить большинство союзников Америки отказаться от ведения бизнеса с компанией Huawei, которую в Вашингтоне называют источником угрозы национальной безопасности США. На мировом рынке оборудования для производства полупроводниковых элементов в настоящее время доминируют несколько американских компаний. На этих производственных линиях выпускаются самые современные микропроцессоры. Если США сумеют заставить всех мировых производителей отказаться от продажи своей продукции Huawei, китайская корпорация лишится источников высококачественных полупроводниковых комплектующих.
Впрочем, согласно некоторым сообщениям, у Huawei имеется большой запас микропроцессоров. В период с конца 2017 до конца 2018 года импорт полупроводников в Китай удвоился. Это говорит о том, что в качестве меры предосторожности Китай заранее создал резерв микросхем. Тем не менее, в случае стопроцентной реализации, запрет, введенный США, нанесет серьезный ущерб китайской компании.
По мнению многих экспертов, это эмбарго является последней козырной картой, имеющейся на руках у Вашингтона. Оборудование для производства полупроводниковых комплектующих – последняя точка опоры Америки в сфере жизненно важных технологий. В залах заседаний американских корпораций и интернет-чатах инженеров широко обсуждается вопрос, когда Китай начнет реинжиниринг американских или голландских линий по производству полупроводников и выпуск собственного оборудования. В том, что это лишь дело времени, никто не сомневается. Возможно, Китай окажется не в состоянии приобретать самые современные микропроцессоры, но он вполне может нанять высококвалифицированных инженеров-конструкторов в любой стране мира. Общеизвестно, что Тайвань в настоящее время доминирует в области производства микросхем, и десятая часть инженеров из этой страны, согласно сообщениям СМИ, работает за двойную оплату в материковой части Китая.
В прошлом Китай однажды уже добился независимости в сфере высоких технологий намного быстрее, чем ожидали большинство наблюдателей. Второй крупнейший производитель телекоммуникационного оборудования в стране, компания ZTE, едва не закрылась в апреле 2018 года после того, как Вашингтон объявил о запрете продаж микропроцессоров Qualcomm, которые использовались в ее смартфонах. Однако, к декабрю 2018 года Huawei уже производила собственный чипсет Kirin, который обладал большей производительностью, чем продукт Qualcomm.
Китай все еще использует американское программное обеспечение для разработки микросхем и в значительной степени зависит от тайваньских производственных мощностей в области микроэлектроники, использующих американское оборудование. Если ему удастся в короткие сроки достичь самообеспеченности в производстве микропроцессоров, последний бастион американского технологического доминирования падет.
Читайте также
Последние новости