Следующая новость
Предыдущая новость

В Башкирии разрабатывают методы борьбы с буллингом в школах

01.03.2019 19:17
В Башкирии разрабатывают методы борьбы с буллингом в школах

Радий Хабиров, выступая на открытии первого форума школьного образования «Взлетай», обозначил острую и болезненную проблему современной школы — буллинг (травля). Он призвал бороться с этим явлением, создавая нравственную атмосферу и благоприятный психологический климат в школах.

— Так получилось, что мы живем в очень бурном, довольно агрессивном мире, — сказал руководитель Башкирии. — И отголоски этого агрессивного мира попадают к нам сюда, в республику, в наши школы, села и города. Никогда не думал, как, наверное, и вы, когда мы были школьниками, что сейчас, когда мы уже выросли и являемся руководителями, появятся такие термины, как буллинг, скулшутинг, кибербуллинг и т.д. По сути, речь идет о нравственной атмосфере и психологическом климате в школе. Мы должны давать себе отчет, что такие факты в республике тоже имеют место.

Врио Главы РБ подчеркнул, что это зло, наносящее вред детям и всей системе образования в целом, можно побороть только общими усилиями.

— Порой буллинг возникает в силу незрелости некоторых детей, — отметил Радий Хабиров. — Нам надо создать атмосферу нетерпимости к случаям, когда наши дети преследуются, когда над ними издеваются. Эти факты должны стать для нас из разряда ЧП. Мы вместе с вами должны продумать, как с этим бороться и что для этого нужно сделать.

Чтобы разобраться в причинах возникновения буллинга в школах и найти действенные способы борьбы с этим явлением, «Электрогазета» обратилась к медицинскому психологу, кандидату психологических наук, главному внештатному специалисту Минздрава РБ по медицинской психологии Ирине Хох.

— Буллинг или по-другому травля — это очень болезненная и сложная тема для всех участников школьного сообщества, — считает специалист. — Почти в каждом образовательном учреждении периодически происходят ситуации, связанные с тем, что одни дети целенаправленно преследуют и обижают других. Мы можем говорить о школьном буллинге, когда одни дети преднамеренно агрессивно ведут себя по отношению к другим, неравным им по статусу или силе. Иногда такое неравенство может быть обусловлено различием в физической силе между детьми. Часто оно характеризуется разницей в социальной власти или статусе — ребенок с более высоким статусом может лучше учиться, иметь больше друзей и соратников, иметь более богатых или имеющих больше власти родителей и т.п. Обычно о травле говорят, когда имеет место систематическое повторение похожих ситуаций с насилием по отношению к одним и тем же детям.

Психолог отмечает, что помимо детей, которые преследуют, и ребенка, подвергающегося агрессии, почти всегда присутствует большая группа детей — свидетелей происходящего. Они могут присоединиться — активно или пассивно через поступки, улыбки, внимание — к агрессорам либо жертве преследования.

— Согласно исследованиям, озвученным в докладе Всемирной организации здравоохранения, 11-летние дети вывели Россию на первое место в мире по жалобам на кибербуллинг (травлю в интернете, соцсетях): 11 процентов девочек и 8 процентов мальчиков этого возраста признались, что два или три раза за месяц подвергались такой травле, — отмечает Ирина Хох. — Еще одно исследование, проведенное среди учащихся колледжей и техникумов Санкт-Петербурга в прошлом году, выявило, что доля агрессивных подростков составляет 18,6 процента от общего числа учащихся.

В качестве причин возникновения буллинга психолог называет неопределенность, неструктурированность жизни, социальные изменения в российском обществе, в результате которых подростки нередко воспринимают мир как враждебную среду, в котором лучшая защита — это нападение. На детей также оказывает влияние индустрия развлечений и СМИ: агрессивные персонажи часто изображаются «крутыми», насилие трактуется как вариант решения проблем. В итоге дети начинают считать, что агрессия — лучший способ отвоевать свое место под солнцем. Представления о норме поведения у них смещаются.

Также причинами агрессивного поведения детей по отношению к сверстникам могут стать агрессия в семье, усвоенная с раннего детства, агрессия со стороны педагогов, возрастные кризисы, подростковые «бунты», семейные драмы (например, расставание родителей), социальное неблагополучие семьи, бедность. Это провоцирует у детей постоянный стресс, который может приводить к враждебному отношению к окружающим.

— Слабость управленческих умений классного руководителя либо делегирование этих функций на лидера в классе, не всегда просоциально настроенного, также могут послужить причинами возникновения травли в детском или подростковом коллективе, — считает наш собеседник. — Самые циничные подростки нередко оказываются лидерами коллектива, а дружба с агрессором считается выгодной. Однако на деле популярность агрессора — крайне опасная вещь. Она ведет к распространению жестокости. Одноклассники начинают копировать стиль поведения циника, а оскорбления, драки, буллинг — входят в привычку, воспринимаются как норма. Не удивительно, что в таком коллективе отсутствие агрессии считается игрой против правил. Подростков, не участвующих в хулиганстве, подвергают «санкциям» — например, начинают травить. Тем самым создается самовоспроизводящийся механизм подростковой агрессии.

Зачастую, по мнению психолога, причинами буллинга становится естественный процесс взросления ребенка, который нередко сопровождается тревогами, страхами перед неизвестностью, сомнениями в себе, боязнью неудач. Это может вести к накоплению агрессии. Когда дети не могут совладать со стрессовыми ситуациями, они выплескивают психологическое напряжение в виде агрессии. Также появление агрессии могут спровоцировать сложности с учебой, общением, одиночество, вредные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение), отсутствие сформированных ценностей, таких, как доброта и великодушие, психологического механизма сочувствия и сострадания.

— Ключевую роль в том, по какому сценарию будет развиваться история с травлей в классе, играет учитель, так как именно он отвечает за психологическую безопасность каждого ребенка в коллективе, — считает Ирина Хох. — Как правило, именно учитель решает, требуется ли вмешательство специалистов в ту или иную ситуацию, и от его решения зависит, как ученики будут дальше относиться к происходящему. Буллинг станет либо повседневным явлением, либо деструктивным элементом жизни класса. Также, когда учитель выделяет в классе отчетливых лидеров и явно неуспешных детей, формируется жесткая иерархическая структура внутри детского коллектива, в которой будут устойчиво использоваться методы травли для поддержания этой структуры. Таким образом, именно учителя могут либо препятствовать ситуациям травли, либо игнорировать эти ситуации, либо поддерживать травлю, упорядочивая таким способом детскую агрессию и делая ситуацию безопасной для себя.

Психолог отмечает, что подавляющее большинство школьных преподавателей нуждается в получении практических инструментов для работы с группой. Ведь зачастую они не знают, как создать позитивный школьный климат, как заметить травлю и противостоять ей на этапе зарождения, как вести себя в стрессовых ситуациях без урона собственному профессионализму, как безболезненно решать конфликты с учениками, родителями и другими учителями.

— Существуют периоды жизни класса, когда вероятность возникновения травли повышается и необходима адаптация, — продолжает Ирина Хох. — Это начало обучения в первом классе, переход в среднюю школу, появление новых учеников в классе, смена классного руководителя и другие ситуации, в результате которых устойчивость классного сообщества еще не сформирована или может подвергаться угрозе. Это необходимо учитывать при планировании профилактических мероприятий.

Что же, по мнению психолога, должна включать в себя профилактика конфликтных ситуаций и буллинга в школьных коллективах? Прежде всего, нужно установить в классе и школе политику так называемой «нулевой толерантности» — четко дать понять, что буллинг не признается. В тех классах, где дети и учителя осуждают агрессивное поведение, издевательств и драк становится меньше. Они не воспринимаются как способ решения проблем, а агрессоры не превращаются в местных «звезд» и пример для подражания. В противном случае, когда в коллективе принято оскорблять и драться, агрессивные подростки оказываются в центре внимания и выглядят «крутыми». С ними хотят дружить остальные. В итоге драчуны «заражают» своим поведением товарищей. Унижение и жестокость считаются в коллективе нормой.

— Взрослые должны занять ясную и четкую руководящую позицию, — отмечает Ирина Хох. — Учителя, администраторы и другие сотрудники школы не должны полностью передавать детям ответственность за эффективное разрешение сложных ситуаций в классе, но при этом должны поддерживать детские инициативы для нормализации отношений. Также взрослые должны подавать личный пример правильного поведения, основанного на уважении и интересе к людям и исключающего обидные и унижающие практики общения.

По мнению специалиста, в школах ежегодно должны проводиться опросы для выявления жертв буллинга и кибербуллинга. Должны быть разработаны схемы поведения с алгоритмами конкретных действий сотрудников школы, которые нужно использовать при столкновении с теми или иными ситуациями травли. При этом о буллинге должны знать все сотрудники образовательной организации. Необходимо разъяснить педагогам недопустимость распространения мифа о том, что травля в классном коллективе как этап взросления, — это нормальное явление.

По словам психолога, поможет в профилактике буллинга проведение тренингов по эффективному общению и бесконфликтному поведению с учащимися, родителями и педагогами, обучение детей приемам регулирования эмоционального состояния, начиная от дыхательных упражнений, заканчивая более сложными формами аутогенной тренировки, а также формирование и закрепление альтернативных способов поведения в ситуациях, провоцирующих агрессию. Полезным будет проведение интерактивных мероприятий (внеклассных, общешкольных) по противодействию травле: школьных театральных постановок, брейн-рингов, кинопросмотров с последующими обсуждениями содержания фильмов. Параллельно можно вести просветительскую работу с родителями школьников, рассказывать им о сути и структуре буллинга, способах борьбы с этим явлением. И, конечно, необходимо оказывать психологическую помощь не только жертвам буллинга, но и самим агрессорам.

Источник

Последние новости