— В сфере образования работаю 30 лет. Последние 15 из них в моей голове регулярно возникает вопрос: «Зачем родители рожают детей, которые им не нужны? Они с трудом терпят их в выходные дни. А перед новогодними каникулами возмущаются: «Почему это вы не работаете до 9 января?! Что я с ребёнком буду делать 10 дней?» — устало делится воспитатель одного из детских садов Белебея. — Даже не работающие мамы часто буквально приволакивают в садик своих детей с температурой, насморком в любую погоду. Не желают с ними маяться дома. Потому что их малыши расторможенные, непослушные, впадающие в истерику от малейших запретов. Сами родители практически не противостоят их капризам. А если появляется крайняя нужда, то общаются исключительно криком и даже матом. То есть нормальных способов коммуникаций они не выработали. Естественно, дети, не привыкшие к спокойному тону, обращение педагогов не воспринимают, требования и просьбы не слышат...
Исповедь меня нисколько не удивила. Ежедневно добираюсь на работу в маршрутке. Со многими пассажирами вижусь чаще, чем с двоюродными родственниками. Неизменно находится пара молодых мам, которые буквально заволакивают своих малышей в автобус. А те либо орут, либо пинают и пачкают сиденья впереди сидящих пассажиров, попутно нажимая на всевозможные кнопки. Слово «нельзя», повторяемое их мамами практически на автомате, они просто не слышат.
— Врач сказал, что он гиперактивный, — оправдываются иные родители неуправляемых детей. Словно это индульгенция на асоциальное поведение в обществе. Так и хочется спросить: «Когда ваше выросшее неуправляемое дитя изобьют ему подобные или его посадят за хулиганство, вы продолжите талдычить эту фразу?» Спору нет, нездоровых детей очень много сегодня. Но не так уж и редко диагнозом «синдром дефицита внимания и гиперактивности» родители прикрывают своё нежелание прикладывать даже малейшие усилия, дабы научить своё дитё цивилизованному поведению. Ведь процесс приучения ребёнка к дисциплине, умению считаться с окружающими, быть чем-то полезным своей семье неизбежно вызывает конфликт с чадом. Проще всё разрешать ему, а эксцентричное поведение дома нейтрализовать всё новыми гаджетами. А при малейшей возможности сплавлять в детские сады-школы своё невоспитанное дитё. Потом требовать «на выходе» с педагогов образцового и грамотного отпрыска.
По-моему, именно эта категория родителей встрепенулась, когда на минувшей неделе заговорили о введении в школах Башкирии «пятидневки». «Это что же получается: ребёнок и в субботу, в мой законный выходной, будет мозолить глаза?» — прикинули горе-мамы-папы. И заголосили, что дети могут попасть в криминальную среду, болтаясь без присмотра на улице. Простейшая мысль, что надо использовать день для более полноценного общения с ребёнком, им в голову и не пришла.
Родители, которые достаточно интегрированы в жизнь своих детей, молча вычленили «плюсы»: отдохнувший вместе с ними на спорте и в другом досуге ребёнок будет более здоровым и жизнерадостным. А, значит, лучше подготовится к нагрузкам будущей взрослой жизни. Лишний день с ребенком им не в тягость.
Кстати, у таких родителей, как правило, и дети-старшеклассники уже достаточно мотивированы на то, чтобы не болтаться без дела. «Возьму ещё день у репетитора», «смогу с мамой ездить на экскурсии выходного дня», «начну ходить на каток с сестрой», «сначала высплюсь, а потом без спешки буду готовиться к ЕГЭ», — озвучили они свои планы.
— Дети реально выдыхаются в течение учебного года, — говорит приятельница — мама недавнего выпускника провинциальной школы. — В большинстве туймазинских школ несколько лет назад ввели модульную систему обучения. Несколько недель учёбы завершается неделей отдыха. Это реально улучшило состояние здоровья детей. И всё равно я нет-нет, да разрешала своему сыну пропускать субботний школьный день. Он честно признавался: «Хочу завтра поспать. Можно?» Разрешала. Ни на итогах ЕГЭ, ни на поступлении в технический вуз, ни на адаптацию к студенческой жизни это не повлияло отрицательно. Зато пропущенные им субботы мы проводили вместе. Говорили по душам, занимались какими-то делами сообща. Что позволило избежать острых конфликтов в подростковом периоде. И сегодня он открыт для меня со всеми проблемами и волнующими вопросами. Советуется со мной, что-то советует уже мне. То есть из связки «умный взрослый-несмышлёный ребёнок» наш контакт перерос в «мудрая мама-умный сын»...
Читайте также
Последние новости