Прекрасные дамы в кружевах, любующиеся своим отражением в тени будуаров, пожилые викторианские леди, пьющие чай из фарфоровых чашечек, брутальные мотоциклисты, облаченные в кожаную одежду, сельские художницы в окружении своих домашних животных — все это миниатюрные творения мастерицы Гузэль Галиевой из Башкирии. Филигранная точность, непередаваемое изящество и сказочная красота. Кажется, что ее композиции словно излучают свет, от которого становится тепло на душе. «Электрогазета» узнала у талантливого автора секреты ее удивительного мастерства.
— Гузэль, как вы начали делать кукол?
— После того как я вышла на пенсию, возник вопрос, чем бы таким интересным себя занять. И я начала изготавливать миниатюрные интерьеры. Поскольку по профессии я архитектор, мне это легко удавалось и приносило большое удовольствие. Но для моих интерьеров нужны были маленькие герои. Поначалу я пыталась покупать кукол в интернете, но оказалось, что это очень дорого — красивая миниатюрная авторская кукла стоила запредельных денег. Поэтому я решила лепить кукол самостоятельно. Определенный опыт в изготовлении кукол у меня был — когда-то я занималась иллюстрированием детских книжек-игрушек и делала куклы из бумаги.
— Расскажите, пожалуйста, о своем творческом процессе.
— Самое важное в работе — четко передать то, что уже возникло у тебя в голове. Материалом служит запекаемая полимерная масса. Фигурки делаются в масштабе 1:12, высота куклы — не более 13-14 сантиметров, а одежду для них я делаю из ткани, кружев и кожи. На одну куклу, как правило, уходит около трех дней. А вот интерьеры делаются месяцами.
Чтобы получился хороший интерьер, нужно накопить очень много мелких деталей — мебель, картины, шторы, ковры, люстры, часы и т.д. и т.п.
Некоторые предметы интерьера, такие как стеклянная и металлическая посуда, я покупаю. То, что не удалось купить, изготавливаю самостоятельно. Очень трудоемким, например, является изготовление лакированного паркета — представьте, узор нужно выложить крохотными «плашками» из шпона, а потом отшлифовать, покрыть лаком в несколько слоев, высушить, отполировать…
— Ваши герои — как они рождаются?
— Мне нравится, когда у куклы есть ярко выраженный характер. Просто сделать красивую куклу, которая мило сидит на стульчике — это для меня неинтересно. Мне нравится, когда за куклой стоит какая-то история, легенда, реальные поступки. Вот, к примеру, моя портретная кукла по имени Таша Тюдор.
Это знаменитая американка, иллюстратор детских книг, которая прожила почти 100 лет и запомнилась современникам удивительно талантливыми рисунками. Ее иллюстрации в основном были связаны c XIX столетием, хотя жила художница в веке 20-м. Удивительно и то, что эта женщина всю жизнь носила только старинную одежду, причем свои одеяния шила зачастую самостоятельно.
Обитала художница-оригиналка за городом, в окружении своих детей, домашних питомцев — корги, кошек и садовых растений.
Эта героиня очень популярна в США, а вот в России ее знают мало.
Кстати, кукла изготовлена босой (потому что Таша Тюдор в повседневной жизни обходилась без обуви).
У меня очень много работ в викторианском стиле. Викторианская эпоха захватывает огромный период, поэтому это поистине благодатное поле для творчества. Например, есть у меня несколько кукол-героев знаменитого сериала «Аббатства Даунтон»: графиня Вайолет Кроули (по сюжету, острая на язык пожилая леди, сыплющая непередаваемым английским юмором) и преданный дворецкий Чарльз Карсон.
Есть и сказочные герои. Одна из них — врубелевская Царевна-лебедь. Крылья Царевны изготовлены из полимерного материала и покрыты рядами лебяжьих перышек, а кокошник — спаян из кусочков филиграни.
Кроме того, случается, что я леплю кукол с реальных людей. Есть, к примеру, миниатюра, изображающая семейную пару из Майями, работающую в сфере искусства.
Дама занимается коллекционированием миниатюрных картин, а ее супруг помогает ей в этом.
А есть просто яркие персонажи, так, в прошлом году я изготовила колоритного байкера с татуировками.
— Где вы достаете ткани для кукольных «одежек»?
— Одежда для кукол — очень серьезный вопрос. Чтобы найти кружево с тончайшим узором и полотно с мелким рисунком, нужно серьезно постараться. Приходится долго штудировать интернет-магазины, выбирать. Нередко бывают проблемы и с фурнитурой. Большим подспорьем для кукольников является nail-art. Ведь стразы и украшения для ногтей порой прекрасно можно использовать в качестве сережек, колец и кулонов для кукол.
— Какие эмоции вы испытываете, когда творите?
— Вообще, занятие миниатюрой близко к медитации. В таком деле нельзя торопиться или раздражаться. Эмоции здесь ни при чем. Я люблю уделять время деталям, тщательно прорабатывать внешний вид ручек и ножек — чтобы они выглядели максимально естественно. Это, можно сказать, борьба за результат. Закончила одну работу — поставила мысленную галочку и практически сразу перехожу к следующей. Как только кукла готова — я перестаю ее замечать. Нередко задавала себе вопрос — почему мне так нравится миниатюра? Потому, что сидишь себе тихонько в деревне, занимаешься любимым делом, затрачивая минимум энергии — просто идеальное сочетание! Опять же, родные меня в моем увлечении поддерживают.
А вообще, честно признаться, создавать интерьеры мне нравится гораздо больше, чем лепить кукол. Куклы — это, скорее, необходимость.
— Складывается впечатление, что вы человек общительный — это так?
— Отнюдь нет. Несмотря на то, что у меня множество друзей по всему миру, и я нередко участвую в благотворительных мероприятиях, общение — это не мой конек. Казалось бы, по гороскопу мне положено быть общительной (я — представитель Близнецов). Но мои близкие знают: я человек весьма закрытый. Могу один раз «плотно» пообщаться с кем-то и затем месяц ни с кем не контактировать.
В этом смысле меня абсолютно устраивает интернет-общение: социальные сети, форумы. Хочешь — общаешься, хочешь — закрываешь страничку. Я даже из Уфы уехала, и теперь живу за городом. Гости у меня бывают редко. Наверное, сказывается то, что работая архитектором, я по долгу службы много общалась, и в настоящее время мне хватает минимальных контактов. Таким образом, меня полностью устраивает мой образ жизни. Я вполне самодостаточный человек, и почти вся моя энергия уходит в творчество.
Все, что я хочу сказать миру, говорю через своих кукол.
— Где и как вы храните свои творения?
— Композиции довольно хрупкие, поэтому ронять их не рекомендуется. А в остальном проблем с хранением нет, главное, чтобы было сухо и тепло. Опять же, многие свои работы я дарю.
— Если бы не делали кукол — чем бы вы занимались?
— У меня масса и других увлечений. Могу садом заниматься, могу класть камень и строгать дерево, вязать, шить, вышивать, да и много чего еще. К слову, многое в своем загородном доме я построила своими руками и с помощью сыновей.
— Популярна ли кукольная миниатюра 1:12 в России?
— Мы пока еще в начале пути. Это направление гораздо лучше развито за границей — в США, Великобритании, Бельгии, Германии и др. Есть мастера и в России, но их немного. Чтобы повысить свой профессиональный уровень, я вступила в Международную гильдию художников-миниатюристов и защитила специальный экзамен в США. Сейчас я нахожусь в категории «Artisan Membership». Пока в России я единственная получила такой сертификат. А в этом году планирую получить более высокую категорию — «Fellow Membership». Для этого тоже нужно будет сдать экзамен, для которого я готовлю пять кукол. Наконец, есть и еще одна задача — чтобы продемонстрировать свои работы и пообщаться с коллегами, я мечтаю в обозримом будущем посетить Кенсингтонский фестиваль миниатюры в Лондоне и шоу миниатюры в Чикаго (ключевые мероприятия для коллекционеров и авторов миниатюры со всего мира). Хочется верить, эта мечта уже очень скоро осуществится.
Читайте также
Последние новости