В Башкирии существовавшая ранее система междугородних автобусных перевозок практически разрушена, количество рейсов существенно сократилось. В результате жители районов во многом лишены возможности свободно выезжать из своих населенных пунктов, страдают и дачники. Возможно ли вернуть прежний уровень транспортного обслуживания? Специалисты профильных ведомств РБ обсудили качество предоставления транспортных услуг и перспективы развития межмуниципальных пассажирских перевозок в регионе.
Как рассказал заместитель председателя Госкомитета РБ по транспорту и дорожному хозяйству Азат Калимуллин, межмуниципальная сеть регулярных перевозок Башкортостана включает 370 маршрутов. Ежегодно на межмуниципальных маршрутах выполняется свыше 3,5 миллиона рейсов, перевозится около 42 миллионов пассажиров. При этом половина пассажирских перевозок приходится на пригородные маршруты Уфы.
Какие же основные проблемы есть в области межмуниципальных перевозок сегодня? По мнению законодателей, таких моментов несколько.
— Мы ведем мониторинг правоприменения регионального закона о транспортном обслуживании населения. Наша задача — не только контроль исполнения законодательства, но и выявление пробелов, которые на сегодня есть в правовом поле, и принятие мер, — констатировал заместитель председателя Государственного собрания — Курултая РБ, председатель рабочей группы Рустам Ишмухаметов. — В частности, мы видим, что межмуниципальные перевозки сегодня требуют развития по-новому. Необходимо возобновлять транспортное обслуживание на межмуниципальном уровне, в том числе это касается возобновления рейсов для дачников и садоводов. Эта практика, к сожалению, была утеряна. Хотя анализ обращений показывает, что такие транспортные услуги были востребованы. Когда пожилые люди стоят на трассе, а межмуниципальные перевозчики, согласно регламенту, просто не останавливаются в этих местах, и людям приходится добираться на попутках, это, конечно же, системный сбой. Поэтому мы будем предлагать создание временных рейсов на летний период для тех, кто имеет дачи. Соответствующие рекомендации уже сформированы, при этом будут учитываться возможности «Башавтотранса» и коммерческих перевозчиков. Во многом это касается Уфы, по федеральным трассам М5 и М7.
Следующая проблема, после нехватки самих маршрутов, — это состояние автовокзалов нашей республики.
— Многие автовокзалы сейчас перешли в частные руки и содержатся в ужасном состоянии. Отсутствуют туалеты, не чистится снег, в некоторых районах здания вокзалов деревянные. Обстановка удручающая. Решать эту проблему можно следующим образом — делать автовокзалы многофункциональными, организуя на их территории банковские отделения и социальные объекты. Поскольку сами по себе автовокзалы себя не окупают, — пояснил Рустам Ишмухаметов.
В настоящее время, отметил Азат Калимуллин, для решения этой проблемы рассматривается вариант привлечения инвесторов на основе частно-государственного партнерства. Кроме того, назрела необходимость провести тщательный мониторинг текущего состояния автовокзалов по республике.
Также говорили специалисты и о состоянии остановочных павильонов. Как оказалось, в Башкирии наблюдается их катастрофическая нехватка. По мнению начальника отдела дорожной инспекции, организации движения и технадзора Управления Госинспекции безопасности дорожного движения МВД по РБ Антона Свириденко, проблема с остановками определенно существует. Остановочных павильонов просто нет. Жители сотен деревень не имеют возможности уехать из своего населенного пункта. Нелегалам же все равно, где остановиться, и в этом они выигрывают. А вот легальные перевозчики могут останавливаться лишь на остановке (площадка, навес и соответствующий знак). К сожалению, эта проблема и по сей день остается без внимания. А там, где сами остановки имеются, отсутствуют заездные карманы, полосы торможения и разгона.
Следующий момент, который детально обсудили участники рабочей группы, — отсутствие расписания сезонных маршрутов.
— Очень много обращений мы получили от садоводов в майские праздники. Потому что зачастую садоводы даже не в курсе, что организован тот или иной сезонный маршрут. Так что информацию о расписании сезонных рейсов нужно обязательно доводить до СНТ, — считает Рустам Ишмухаметов. — Для этого планируется связаться с председателями СНТ республики и проработать этот вопрос. Расписание рейсов должно появиться на стендах на территории самих садовых товариществ.
Кроме того, по мнению экспертов, все утвержденные маршруты должны присутствовать на сайте Госкомитета, включая сезонные рейсы. Поскольку основная масса дачников наверняка будет искать информацию о летних рейсах в интернете.
Чтобы жителям Башкортостана было комфортно пользоваться пассажирским транспортом, нужно обсуждать эти вопросы на сходах граждан — как было с мусорной реформой. Ведь только жители могут ответить на вопрос, какие маршруты им нужны, с какой периодичностью и сезонностью они должны быть, автобусы какой вместимости необходимы. Удобно ли населению — нужно спрашивать именно у населения. Особенно важна обратная связь по межмуниципальным перевозкам. В ближайшее время необходимо провести такие сходы в тех муниципальных образованиях, где вопрос стоит особенно остро, почеркнули депутаты.
По итогам мероприятия были составлены рекомендации по улучшению качества транспортного обслуживания в регионе. Также прозвучала информация о том, что на сегодня в Уфе выделено 100 миллионов рублей в рамках конкурса на оборудование остановочных павильонов. Кроме того, с целью обновления подвижного состава Башкирия уже закупила 350 автобусов малой и средней вместимости, которые поступят в республику в августе-сентябре 2019 года и будут распределены по городам и районам.
Читайте также
Последние новости