Следующая новость
Предыдущая новость

В Арктике назревает новая «холодная война»

10.12.2018 12:09
В Арктике назревает новая «холодная война»

В ходе 11-го симпозиума по международно-правовому режиму Арктики в норвежском городе Тромсе Совет по научным исследованиям Норвегии обратил внимание на рекордное сокращение площади льдов в арктических морях. По иронии судьбы, экологическое бедствие открывает большие экономические перспективы. Благодаря глобальному потеплению обширные зоны Северного Ледовитого океана становятся доступными для судоходства. Северный морской путь позволяет существенно сократить расстояние для торговли между Европой и Азией, поэтому судоходные компании вкладывают деньги в строительство судов, способных преодолевать тающие полярные льды. Мореплаватели веками мечтали об этом маршруте, но льды оставались непроходимыми. Теперь их мечта становится реальностью.

В последние дни внимание мировой общественности было приковано к российско-украинскому противостоянию в Керченском проливе. По этой причине почти незамеченной оставались мероприятия России в Арктике. В то время как президент США Дональд Трамп выражает скепсис по поводу изменений климата, у России более практический подход к этой проблеме. Благодаря повышению температуры российский сектор Арктики становится доступным для судоходства гораздо более быстрыми темпами, чем американо-канадский.

Сделав ставку на таяние льда, Россия предприняла шаги, позволяющие ей опередить своих конкурентов в этом регионе в плане инфраструктуры и партнерских отношений. Введены в эксплуатацию ледоколы нового поколения, способные преодолевать лед толщиной до 3 метров; модернизированы морские порты в Сибири; вложено 27 миллионов долларов в строительство нового порта Сабетта на полуострове Ямал; профинансировано строительство крупнейшего в Арктике завода по производству сжиженного природного газа; построена железная дорога, соединяющая завод с портом Сабетта, позволяющим осуществлять морские перевозки из Арктики в Европу, Китай и Южную Корею.

Арктика является многообещающим в экономическом плане регионом. Таяние льда открывает перед Россией сразу несколько возможностей. Во-первых, расширяется участие России в международной морской торговле, которому прежде мешала нехватка портов. Недаром в прошлые века Россия участвовала в большой политической игре с целью овладеть портами в теплых морях, что порождало конфликт между Российской и Британской империями. Во-вторых, стабильное существование России основано на добыче нефти и газа. Если российские порты в полярных водах станут более доступными для мирового судоходство, это умножит благосостояние и усилит общественную консолидацию в стране.

В-третьих, Россия все решительнее отворачивается от Запада и смотрит на Восток — не только как экспортер нефти и газа, но и как растущий рынок сбыта. В-четвертый, таяние льдов поможет России вернуться на мировую сцену. Освоение Арктики дает России отличный шанс сравнять соотношение сил с Европой, которая вместе с США ведет политику санкций против России. Благодаря доходам от морской торговли в Заполярье Россия сможет позволить себе финансирование морских трубопроводных линий в Черном море.

В 2017 году российский танкер преодолел Северный морской путь с рекордной скоростью. В этом году другой корабль пересек арктические воды в зимнее время. Оба рейса — впервые в истории — были совершены без помощи ледокола. Это открывает перед Россией большие возможности на Востоке. Прохождение по Северному морскому пути занимает 19 дней, что примерно на 30 процентов быстрее традиционного южного судоходного маршрута через Суэцкий канал. Российское правительство прогнозирует к 2020 году 10-кратный рост объема морских грузоперевозок в Заполярье по сравнению с нынешним уровнем. The Guardian отмечает, что «климатические изменения, таяние льда, перспектива сокращения судоходных маршрутов и 40-процентное снижение цен на топливо дают основания для российского и европейских правительств, а также для некоторых мировых компаний ожидать появления в ближайшие годы нового морского пути в российском секторе Арктики — свободного ото льда, с круглогодичной навигацией, дающего возможность для регулярной морской торговли между Атлантическим и Тихим океаном».

Однако, надежды, возлагаемые Россией на новый арктический маршрут, подвергаются сомнению в докладе, сделанном Копенгагенской школой бизнеса (CBS). В нем утверждается, что Северный морской путь сможет стать экономически рентабельным не ранее чем к 2040 году. Некоторые исследователи отодвигают этот срок еще дальше — до 2050. И даже тогда, подчеркивает CBS, стоимость доставки одного контейнера будет на 10 процентов выше, чем при транспортировке через Суэцкий канал.

Эти прогнозы не обескураживают Владимира Путина. Недавно российский президент, процитировав слова поэта и ученого XVIII века Михаила Ломоносова о том, что «Россия будет прирастать Сибирью», заявил: «Так и мы смело можем сказать, что Россия и в этом столетии, и в следующем будет прирастать Арктикой. Здесь основные запасы сырья. Здесь будущая (уверен, очень эффективная) транспортная артерия — Северный морской путь». Но несмотря на решимость Путина, рентабельность Северного морского пути по-прежнему остается под вопросом, равно как и связанные с ним огромные экологические издержки.

Ученые и экологи высказывают беспокойство по поводу открытия Северного морского пути. Пока еще невозможно представить, каковы будут последствия добычи природных ресурсов и интенсивного судоходства для пока еще нетронутого человеком Северного Ледовитого океана. Исследования вероятных рисков для окружающей среды еще не проведены. Разлив нефти приведет к катастрофическим последствиям для хрупкой экосистемы этого региона. Ликвидация разлива будет крайне трудной (если вообще возможной) по причине экстремальных природных условий и короткого дня в зимнее время, а также из-за малочисленности поисковых и спасательных станций. Немногие помнят, что лишь около 7 процентов нефти, разлившейся в 1989 году с танкера «Эксон Вальдез» в проливе Принца Уильяма на Аляске, удалось удалить.

Европейский Союз и девять стран-лидеров по рыболовству заключили соглашение по ограничению на отлов рыбы в Северном Ледовитом океане сроком на 16 лет. Приветствуя этот шаг, экологи, тем не менее, по-прежнему высказывают тревогу по поводу хрупкости полярной экосистемы. The Independent пишет, что «в связи с тем, что природные ресурсы Арктики стали доступны из-за таяния льдов, проблема охраны природы региона стала актуальна, как никогда прежде». Как бы иронично это ни звучало, но «в связи с таянием льдов арктическое морское пространство становится открытым для судов, работающих на ископаемом топливе». По словам Сары Норт, старшего аналитика Greenpeace International в сфере нефтяной промышленности, “это как если бы курильщик, которому сделали трахеотомию, воспользовался этим, чтобы курить две сигареты одновременно». Климатические изменения благоприятствуют российской экспансии в Арктике, а освоение Россией этого региона в свою очередь способствует глобальному потеплению.

В мире растет напряжение. Как торговые войны, так и конфликты иного рода приобретают все больший размах. Таяние арктических льдов становится еще одним ингредиентом этого гремучего коктейля. Между Россией, Китаем и США легко может возникнуть новая «холодная война». Эти три сверхдержавы уже начали борьбу за контроль над арктическим регионом. На кону — неразведанные запасы нефти, газа и ценных минералов, включая золото, серебро, алмазы, медь, титан, графит, уран и редкоземельные элементы общей стоимостью не менее 35 триллионов долларов. Все это очень скоро окажется легкодоступным по мере таяния льдов.

Превосходя другие страны по количеству ледоколов и вложив 300 миллиардов долларов в 73 арктических проекта — уже завершенных, идущих или запланированных — Россия является несомненным лидером по развитию арктической инфраструктуры. В 2017 году российская государственная нефтяная компания «Роснефть» достигла успеха в разведке углеводородных ископаемых, обнаружив первое нефтяное месторождение в Море Лаптевых в восточной части российской Арктики. «Роснефть» рассчитывает, что к 2050 году доля нефти, добываемой на морском шельфе, будет составлять 20-30 процентов от общей добычи нефти в России.

Однако, США тоже намерены делать серьезные ставки в Большой Арктической Игре. В январе этого года администрация Трампа разрешила бурение практически во всех прибрежных водах США, включая зону внешнего континентального шельфа, где добыча ископаемых была запрещена администрацией Обамы. Это имеет отношение к теме данной статьи, поскольку разработка ископаемых началась и у северного побережья Аляски, часть которого входит в территорию Национального Арктического заповедника.

В связи с новыми морскими путями и новыми экономическими перспективами, которые сулит глобальное потепление, в игру вступил еще один игрок. Китай, несмотря на отсутствие у него выхода к Арктике, объявил о создании проекта «Полярного Шелкового пути». Пользуясь своим нейтралитетом по отношению к спорам между Россией, Европой и США, а также опираясь на свою финансовую мощь, Поднебесная империя обеспечила себе доступ к ресурсам, которыми она не смогла бы овладеть путем территориальных претензий.

Но интересы Китая не ограничиваются Арктикой. В планах китайского руководства стоит создание единого мира, связующим центром которого будет Китай. Есть информация, что глобальный инфраструктурный проект «Пояс и Путь», в который Пекин планирует вложить 1 триллион долларов, распространяется и на Арктику. Когда создание завода по производству сжиженного газа на Ямале оказалось под угрозой из-за американских санкций, проект был завершен благодаря $12-миллиардным инвестициям со стороны Китая. Амбиции Пекина не ограничиваются Россией. В ноябре 2017 года китайские компании согласились участвовать в развитии $43-миллиардного проекта по добыче природного газа на Аляске.

Санкции США, не позволяющие западным компаниям участвовать в арктических шельфовых проектах, также сыграли на руку Китаю. Путин заявил, что Россия намерена отказаться от долларовой зависимости. Американскую политику санкций он охарактеризовал как «колоссальную стратегическую ошибку», так как они «подрывают веру в доллар как в универсальный финансовый инструмент». В России инвесторы нашли способ обойти американские санкции, перейдя в случае с ямальским проектом с долларов на евро в качестве расчетной валюты. Однако, в сегодняшнем мире только одна держава способна экономически тягаться с США, и это Китай. Россия согласилась на альтернативные системы расчетов в рамках проекта «Пояс и Путь». Это укрепляет позиции Китая не только в Арктике, но и в мировом масштабе.

Когда на кону стоят экономические интересы, это нередко сопровождается военными приготовлениями. Россия с 2012 года активно наращивает свое военное присутствие в Арктике, делая основной упор на укрепление военно-воздушных и военно-морских сил. Хотя арктические условия по-прежнему являются малопригодными для ведения боевых действий, российское военное присутствие в этом регионе усиливается. Вследствие этого на Западе раздаются призывы к аналогичным ответным мерам. Россия, казалось бы, уже смирилась с утратой контроля над бывшими республиками СССР, получившими независимость в результате распада Союза в 1991 году. Но теперь тающий лед дает ей редкую возможность овладеть военным превосходством на новом стратегическом театре с важными морскими коммуникациями и богатыми природными ресурсами.

Российский министр обороны Сергей Шойгу заявил, что богатый ресурсами арктический регион стал объектом интересов многих стран. Россия предупредила, что попытки США, Канады, Дании и Норвегии распространить свою юрисдикцию на арктические зоны ведут к угрозе военного конфликта. В 2014 году в России была приняла новая доктрина защит национальных интересов в арктическом регионе.

Территориальные споры государств по поводу границ их полярных владений долгое время вполне успешно разрешались в рамках Конвенции ООН по морскому праву. В 2007-2014 происходило урегулирование территориальных споров между Данией, Россией и Норвегией. В 2010 было подписано соглашение о морских границах между Россией и Норвегией. Конвенция по морскому праву еще не ратифицирована Соединенными Штатами, что усиливает опасность военной конфронтации.

Северный морской путь проходит через территориальные воды России, что дает ей право устанавливать правила судоходства. Недавно Россия внесла изменения в правила пребывания иностранных военных кораблей в ее арктических водах. Теперь иностранные государства должны предварительно уведомлять об этом российское Министерство обороны. Хотя конвенция ООН предусматривает право мирного прохода военных кораблей через территориальные воды, недавний инцидент между Россией и Украиной в Керченском проливе свидетельствует о затруднениях с практическим применением международного права.

Положение дел в Арктике разительно отличается от ситуации в Антарктике. Государства, ведущие активность в полярных зонах южного полушария, являются членами международного форума и соблюдают правила сотрудничества. В северном полушарии отдельные сектора Арктики находятся под суверенитетом определенных государств, два из которых — Россия и США — являются военными сверхдержавами. Помимо этого, дорогу в Арктику пытается пробить себе Китай, используя торговые, научные и экономические рычаги для легитимации будущих претензий. Все это может привести к настоящей «холодной войне», последствия которой станут пагубными как для международной безопасности и сотрудничества, так и для окружающей среды.

Источник

Последние новости