Дисбаланс между спросом и предложением на нефтяных рынках увеличивается, и это может привести к дальнейшему росту цен. Старший аналитик крупной посреднической компании OANDA Крейг Эрлам заявил в интервью лондонской ежедневной деловой газете City A.M., что цены на нефть могут достичь 100 долларов за баррель уже в первом квартале нынешнего года.
Эрлам сказал: «Этот дисбаланс привел к скачку цен, который будет и впредь оказывать давление на домохозяйства и предприятия, и без того страдающие от высокой инфляции. Более того, недавнее ценовое ралли, судя по всему, не только не теряет силу, но, возможно, напротив, даже создало новый импульс. Хотя достижение рубежа в 90 долларов могло бы спровоцировать фиксацию прибыли на бирже и привести к некоторому снижению цен, похоже, передышки не будет, и вскоре мы вполне можем увидеть нефть по 100 долларов.
В конце прошлой неделе многие биржевые брокеры также предсказывали, что цены могут преодолеть отметку в 100 долларов за баррель в течение нескольких недель, впервые с 2013 года.
Еще один аналитик OANDA, Джеффри Хелли сказал: «Учитывая, что в Китае не наблюдается ранее предсказанного резкого спада, новый штамм коронавируса Омикрон оказался не столь опасным, как предполагалось, а возможности ОПЕК+ по наращиванию добычи явно ограничены, я не вижу никаких причин, почему марка Brent не могла бы приблизиться к 100 долларам в первом квартале, а возможно, даже раньше».
Цены штурмуют одну высоту за другой, причем оба эталонных сорта нефти, Brent и WTI, дорожают четвертый день подряд. Нефть марки Brent преодолела семилетний рекорд, приблизившись к 89 долларам за баррель, после чего произошел однопроцентный отскок, а WTI торговалась около отметки 87 долларов, прежде чем цена опустилась на 1,4 процента.
Эта динамика резко контрастирует с мощным спадом более чем на 10 процентов по обоим эталонным сортам, когда впервые стало известно о появлении нового особо заразного штамма коронавируса. В последнее время страхи, связанные с этим вирусом, постепенно развеялись.
Аналитики Commerzbank Даниэль Бриземанн и Карстен Фритч утверждают, что еще одним фактором роста цен являются перебои в поставках, которые усугубляют опасения по поводу превышения спроса над предложением. Они привели в качестве примера пожар на трубопроводе между Ираком и Турцией, который на короткое время остановил прокачку, усилив опасения по поводу и без того неблагоприятных прогнозов относительно динамики поставок.
СМИ отмечают, что взрыв, который привел к пожару на трубопроводе в юго-восточной турецкой провинции Кахраманмараш, был вызван падением опоры линии электропередач, а не нападением. Однако, поскольку по этому нефтепроводу транспортируется нефть из Ирака, второго по величине производителя в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), в турецкий порт Джейхан, это событие все же усилило опасения по поводу стабильности поставок.
Аналитики также указывают на то, что страны ОПЕК и их союзники включая Россию (ОПЕК+), постоянно не соблюдают квоты на добычу. Несмотря на взятое обязательство увеличить предложение на 400 тысяч баррелей в день, добыча колеблется вокруг отметки на 35 процентов ниже этого уровня, при том, что спрос лишь увеличивается. ОПЕК по-прежнему исходит из того, что в этом году глобальный спрос вырастет на 4,15 миллиона баррелей в сутки и составит 28,9 миллиона баррелей в сутки.
В то время как предыдущие прогнозы предусматривали превышение предложения над спросом в первом квартале 2022 года, это потребовало бы увеличения поставок ОПЕК примерно на 250 тысяч баррелей в день в этом месяце, что намного ниже ожиданий, но все равно является трудновыполнимой задачей для нефтяного картеля. Аналитики Commerzbank сказали: «ОПЕК не в состоянии достичь этой цели: в декабре прошлого года добыча увеличилась всего на 170 тысяч баррелей в сутки. Производство в странах ОПЕК, подписавших соглашение, в настоящее время составляет на 629 тысяч баррелей в сутки меньше, чем согласованное значение».
Между тем, обострение геополитической напряженности между Россией и Украиной также может подтолкнуть цены вверх и увеличить дефицит поставок, что вызовет серьезную экономическую турбулентность. По мнению экспертов, если Россия пойдет на вторжение в ближайшие недели, сконцентрировав более 100 тысяч военнослужащих в непосредственной близости от украинской границы, это, вероятно, приведет к дальнейшему росту цен на нефть.
Согласно опубликованному на прошлой неделе отчету инвестиционного банка Goldman Sachs, помимо макроэкономических факторов, структурный спад, то есть дефицит свободных мощностей, приведет к дополнительному росту цен нынешней весной.
Сравнивая нынешнюю ситуацию с масштабным ралли 2004 года, вызванным истощением резервных мощностей, аналитики банка утверждают: «В то время мы описали эту динамику следующим образом: «долгосрочный дефицит создает краткосрочный профицит». Дело в том, что рост цен в долгосрочной перспективе привел к ослаблению спроса, что позволило нарастить запасы, создав подушку безопасности для защиты рынка от нехватки резервных мощностей. Вполне может случиться так, что мы увидим схожую динамику в этом году».
Читайте также
Последние новости