После того, как Китай обошел США и стал обладателем самого большого по численности военно-морского флота в мире, конгрессмены по обе стороны политического спектра едины во мнении, что Америке необходимо приложить экстренные усилия для наращивания численности своих военно-морских сил. Однако, достижению этой цели препятствует слабая отечественная судостроительная промышленность, которая находится в упадке с девяностых годов прошлого столетия.
В настоящее время военно-морской флот располагает всего четырьмя государственными судоверфями, чьей задачей является обслуживание атомного флота. Еще примерно двадцать частных судостроительных заводов сертифицированы для строительства и обслуживания судов с неядерными силовыми установками.
Для сравнения, согласно оценкам аналитической компании Rand Corporation, Военно-морской флот НОАК (Народно-освободительной армии Китая) обслуживают более 1200 верфей.
«За последние 25 лет число кораблестроительных предприятий, поставляющих атомные подводные лодки и авианосцы сократилось более чем на две трети, а среди оставшихся поставщиков более 65 процентов являются монопольными поставщиками своей продукции, – написали в журнале Военно-морского института США председатель комитета Сената по вооруженным силам Джек Рид и сенатор Джеймс Инхоф.
Упадок американского кораблестроения наметился в конце холодной войны. В те годы вооруженные силы США сокращались, что неизбежно вело к сокращению индустриальной базы.
«Теперь, когда мы вступили в новую эру соперничества великих держав и осознали растущую угрозу со стороны Китая и, в несколько меньшей степени, со стороны России, слабость индустриальной базы не позволяет нам быстро нарастить размах и масштабы строительства, чтобы резко нарастить численность флота или хотя бы резко увеличить темпы ремонтных работ», – заявил капитан ВМС в отставке Джерри Хендрикс, вице-президент консалтинговой компании Telemus Group, специализирующейся на проблемах безопасности.
Законодатели и военные эксперты сходятся во мнении, что восстановление индустриальной базы потребует последовательных и долгосрочных усилий по расширению военно-морских сил страны.
Численность боевых единиц ВМС США медленно приближается к целевому показателю в 355 кораблей. В настоящее время этот показатель составляет 297 кораблей, в соответствии с Законом о бюджетных ассигнованиях на национальную оборону от 2018 года. Законодательство частично учитывает необходимость противодействия растущему военно-морскому флоту Китая. Так, начальник Штаба ВМС США адмирал Майкл Гилдей заявил на недавнем заседании Комитета Палаты представителей по вооруженным силам, что целевой показатель на уровне 355 кораблей был основан на предполагаемом росте бюджета ВМС на 4,1 процента в год на протяжении десяти лет.
В нынешнем году объем бюджетных средств не только не вырос, но и отстает от инфляции. В результате ВМС США предусматривают вывод из эксплуатации 15 кораблей и сокращение закупок почти на 9 процентов, что ведет к чистому снижению численности флота. Этот результат, по словам Хендрикса, является сигналом для судостроительной отрасли о том, что ВМС не настроен на долгосрочные инвестиции.
Эксперт заявил, что такие компании как Huntington Ingalls Industries и Bath Iron Works в настоящее время могут спускать на воду не более одного корабля в год, хотя еще в восьмидесятые и девяностые их производственная мощность была втрое выше. У них, по его словам, нет никакого стимула наращивать объем производства без убедительного сигнала со стороны ВМС о наличии перспективной программы инвестиций. «Глядя на бюджет ВМС США, ни один из производителей не станет вкладывать средства в наем квалифицированной рабочей силы, чтобы максимизировать свои производственные мощности, – сказал он. – Причина проста и состоит в отсутствии признаков того, что правительство всерьез настроено на рост».
Сокращение кораблестроительной индустрии после завершения холодной войны повлияло на закупку новых кораблей и способность ВМС поддерживать боеспособность существующего флота. Капитан в отставке, военно-морской аналитик компании Heritage Foundation Брент Сэдлер заявил в недавнем отчете, что 75 процентов регламентных работ по обслуживанию судов, выполняемых государственными верфями ВМС, отстают от графика более чем на месяц.
В 2018 году ВМС США представили 20-летний план общей стоимостью в 21 миллиард долларов (План оптимизации инфраструктуры судостроения), призванный ускорить работу четырех государственных судоверфей по обслуживанию атомных авианосцев и подводных лодок. Однако, гарантий на выделение примерно 1 миллиарда долларов в год так и не было получено, и в результате задержки с финансированием вызывают волнообразный эффект, задерживающий модернизацию производственной базы.
Другими словами, проблема предсказуемости отражается на способности судостроительной отрасли производить новые корабли и обслуживать существующие.
Двухпартийная группа законодателей в Палате представителей и Сенате внесла законопроект, предусматривающий финансирование упомянутого плана и единовременное выделение дополнительных 4 миллиардов долларов для частных судостроительных и судоремонтных верфей.
«Значение военно-морских активов для обеспечения нашей национальной безопасности и глобальной стабильности как никогда велико, и поэтому столь важно, чтобы оборонно-промышленный комплекс обладал потенциалом для строительства и обслуживания более мощного флота, – сказала сенатор Сьюзан Коллинз из штата Мэн, одна из соавторов законопроекта. – Если мы серьезно относимся к способности США конкурировать с Китаем и сдерживать его на море, ВМС должны обладать жизненно необходимой оборонной инфраструктурой».
Тем не менее, судьба законопроекта далеко не очевидна. Несколько членов группы Конгресса по сокращению расходов на оборону пишут: «Хотя мы не отрицаем, что в некоторых случаях существует необходимость в модернизации военной инфраструктуры, финансирование подобных проектов должно обсуждаться в рамках регулярного бюджетного процесса. Учитывая, что расходы Пентагона находятся на самом высоком уровне со времен Второй мировой войны, в его бюджете должно быть достаточно средств для решения любых проблем, связанных с военными объектами».
Читайте также
Последние новости