Когда министр обороны Раджнат Сингх в сопровождении высокопоставленных чиновников своего ведомства приземлился в Москве – вскоре после столкновений с китайскими военными в долине Галван — это был не просто поиск возможностей для новых поставок вооружений, ради чего пришлось обойти вниманием даже новообретенным друзей — США и Израиль.
Одним из факторов индийского стремления к России была политика Кремля в Азиатско-Тихоокеанском регионе, предусматривающая заключение совещательных и партнерских соглашений как с Китаем, так и с Индией. Такое дипломатическое лавирование делает Кремль лучшим вариантом для Индии, позволяя ей оперативно снизить напряженность в отношениях с Китаем; ответные меры могут быть приняты в любое время и в любом месте по выбору Нью-Дели.
Таким образом, формат Россия-Индия-Китай (РИК) пригодился министрам иностранных дел трех стран, чтобы обойти проблемы, связанные с гибелью индийских солдат. Встреча в рамках РИК также стала форумом, где российский министр иностранных дел Сергей Лавров объявил о расширении данного формата, предусматривающим взаимодействие между министрами обороны, а также продолжение прошлой практики проведения встреч лидеров РИК Моди, Си Цзиньпина и Владимира Путина в кулуарах следующего саммита Большой двадцатки.
Но сделки на поставку военной техники и оружия – это как бездонная яма для стран-получателей, в данном случае для Индии. Но для того, чтобы Россия оставалась партнером Индии, а налогоплательщики смогли увидеть явные выгоды, Индии нужно воспользоваться открывающимися возможностями в Арктике и на Дальнем Востоке.
Индии, всегда настороженно ожидающей провокаций со стороны Китая, в этом случае не придется быть излишне подозрительной. Сигналы, исходящие от России, говорят о том, что Москва видит Индию и Японию в качестве своих партнеров для развития своих пространных и географически удаленных регионов со сложными климатическими условиями, богатых такими природными ресурсами, как нефть и газ, древесина и кокс, потенциал которых по большей части остается нераскрытым.
Индия проявляла интерес к этим российским регионам задолго до нынешнего кризиса с Китаем, но, возможно, пришло время ускорить реализацию этой политики, используя стимулы, предложенные Нью-Дели. Так Индия открыла кредитную линию на 1 миллиард долларов для развития российского Дальнего Востока. Министерская команда во главе с премьер-министром Нарендрой Моди решилась на поездку во Владивосток, который называют российским Сан-Франциско, чтобы продемонстрировать на деле индийские интересы.
Лавров уже официально заявлял, что Россия хочет, чтобы Индия стала первым неарктическим государством, добывающим ресурсы в этом регионе. По умолчанию Китай, который вместе с Индией присоединился к Арктическому совету в качестве наблюдателя в 2013 году, не допускается к этим проектам,.
Индия также надо обратиться к Норвегии, где у нее есть единственная действующая на постоянной основе арктическая научно-исследовательская станция, чтобы избежать попадания под перекрестный огонь Запада против России, который неизбежен на фоне того, что эксплуатация ресурсов Арктики набирает обороты.
Укрепление позиций Индии в плане поставок природного газа, нефти, древесины, алмазов и высококачественного угля с Дальнего Востока и Арктики будет означать, что через Южно-Китайское море и Малаккский пролив будет проходить больше грузовых судов. В то время как Россия продает военную технику для индийских военно-морских сил и ПВО, необходимую для сдерживания Китая, ее роль как поставщика будет гарантировать, что Кремль всегда будет рядом, чтобы помочь охладить напряженность в случае необходимости, когда китайско-индийское соперничество выйдет из-под контроля.
Читайте также
Последние новости