Следующая новость
Предыдущая новость

Уфимец в одиночку целый месяц шёл по рекам Забайкалья

19.12.2017 14:09
Уфимец в одиночку целый месяц шёл по рекам Забайкалья

Уфимец Рустам Нургалин нынешним летом совершил очень трудный маршрут — сначала прошёл вдвоём с туристом из Белорецка по горному хребту Забайкалья — Кодару, а потом в одиночку на байдарке преодолел реки Чара и Олёкма. Чара — приток Олёкмы, а сама Олёкма протекает по Забайкалью, Амурской области и Якутии. Одиночная водная часть маршрута длилась целый месяц. По результатам путешествия Рустам написал путевые заметки, с которыми стал призёром XX открытого творческого фестиваля Республики Башкортостан «Туристские хроники».

— Как получилось, что вы в одиночку ходите в такие сложные походы?

— Сначала мы собирались идти вдвоём с туристом, с которым списались в интернете, а потом на горную часть к нам присоединился Дим Бадретдинов из Белорецка.

Фото предоставлено Рустамом Нургалиным.

— В результате интернет-друг по каким-то причинам не смог поехать, а я узнал об этом уже в поезде. Долго думал — стоит одному выходить на водный маршрут или не рисковать? Раньше я один по воде не ходил. Но решил, что если не пойду, то потом буду жалеть об упущенной возможности. И отправился один. И всё было прекрасно. Может быть, даже комфортнее получилось одному — ни от кого в походе не зависишь, ни под кого не подстраиваешься.

Фото Фото предоставлено Рустамом Нургалиным.

Рустам родился за границей, его родители были военными. Затем долгое время семья жила в Белоруссии. А потом родители решили вернуться на родину, в Башкирию. А здесь, увидев красоту Уральских гор, с конца 90-х годов Рустам начал ходить в походы.

— Я нашёл у деда путеводитель по Башкирии и сначала ходил в пешие походы один, используя эту книгу. Потом ударился в спелеотуризм, вместе с ребятами из клуба им. В.Нассонова изучал пещеры республики. В 2000 году сходили с группой на первомайский сплав по Нугушу. Потом также с группой выбрался на Алтай, и с тех пор местные походы меня уже не очень прельщают, больше тянет в Сибирь, на Дальний Восток, за Полярный круг. Я уже был на Приполярном Урале, на плато Путорана, на хребте Хамар-Дабан в Восточной Сибири, с семьёй прошли по острову Ольхон, что на Байкале. В этом году побывал в Забайкалье, в Якутии. К сожалению, не каждый год могу себе это позволить, потому что путешествую только во время отпуска. А работаю я экспертом по компьютерам в МВД. Поэтому хочется иногда вырваться и посмотреть красоты нашей страны.

— Из всех ваших путешествий какие больше всех запомнились?

— Поход по плато Путорана в Сибири и моё нынешнее путешествие по Кодару.

— В походе по Кодару что поразило?

— Из нынешней поездки мне запомнились горы, не характерные для других мест. У них очень крутые склоны, район вообще трудный в плане проходимости, туристических групп мало.

Фото предоставлено Рустамом Нургалиным.

К тому же, наш поход совпал с наводнением, и мы потеряли неделю, потому что не могли перейти реку.

Фото предоставлено Рустамом Нургалиным.

Вообще во время похода туристов из Башкирии природа не особенно заботилась об их комфорте — на пути возникали и горы, и реки, и болота, и даже пустыни. Но чем читать пересказ, лучше один раз познакомиться с произведением Рустама, где он всё рассказал сам. Вот строки из путевых заметок Рустама Нургалина:

«Полчища гнуса досаждают, жара за 30, иду в одной футболке. Вскоре доходим в несколько ходок до песков. Пустыня в Сибири — явление уникальное и зрелищное, а в совокупности с пеклом, создается полное ощущение того, что находишься где-то в Африке. Те же барханы, только присутствуют лиственницы, да местами торчащие пучки высохшей травы...

Фото Фото Фото предоставлено Рустамом Нургалиным.

Дойдя до вонючего источника (сероводород), уткнулись в развилку. Решаем свернуть направо (лучше бы свернули налево). Через километр вышли из песков и шли вдоль них, постепенно удаляясь. На карте этой дороги нет, но обрадовавшись, что срезаем приличный угол, бодренько идем вперед. Так мы забрели в кочковые болота. Описывать, как нас они вымотали — не хватит всего богатства могучего русского языка».

Фото Фото Фото предоставлено Рустамом Нургалиным.

— А после гор, болот и пустынь, когда ваш спутник отправился домой, вас ждал еще месяц одиночного сплава?

— Да, пройдя горы, мы с Димой вышли к Старой Чаре, попрощались, и я на байдарке пошёл дальше один, осознавая, что практически месяц никого не увижу.

Фото предоставлено Рустамом Нургалиным.

И вот еще строки из заметок Рустама: «Встал на воду в 9:00. Река стала заметно шире, перекатов намного меньше. Почти все время приходится грести. С утра было пасмурно, затем снова начался солнцепек. Греб до 16 часов, пока не увидел избу между заливчиком и скальной грядой. Навигатор сегодня включал изредка, садятся батарейки, поэтому сколько сегодня прошел, не знаю. Но если считать, что в прошлые дни делал 10 километров в час, то сегодня, получается, прошел 50. Нормально. В такую жару гребля невыносима. Тем более изба попалась, и, похоже, свежая. И банька имеется. Заплыл в заливчик, покидал спиннинг. В итоге за 15 минут поймал окуня грамм на 300 и щурка на килограмм. В азарте ещё покидал 15 минут. Достал двух щук на 500 и 1500 граммов. Отпустил. Мне столько не съесть. Окуней больше не попадалось. Байдарку привязал на берегу, почистил рыбку и забрал часть груза в избу. Сегодня не обедал и поэтому сварил макароны и пожарил рыбку. Получился целый противень. Съел. Все съел. Надо есть, а то штаны уже падают. Заварил полный котелок чая, натаскал в баню воды. Вспотел. Комаров тьма тьмущая, налетели, искусали, кровушки моей попили. Дров нет, пришлось идти в лес. Топора у избы тоже нет, только колун. И пила двуручная. Насобирал в лесу веток, нашел два берёзовых полена и одно лиственничное. Нарубил, затопил банькууууу. Чая нахлебался, пришлось ещё котелок заваривать. Устроил себе помывку и постирушки. А после баньки чай. Красотень. И вокруг ни души. Сегодня я вошёл в республику Якутию, позади остались Забайкальский край и Иркутская область».

Фото предоставлено Рустамом Нургалиным.

— Рустам, какие планы у вас на следующий год?

— В 2018 году у меня одна часть отпуска в апреле, вторая — в октябре. Поэтому либо весной поеду в автофототур по Казахстану, либо в октябре на Кавказ.

Вот так, планов громадьё. И снова будут путевые заметки, которые можно прочитать, лёжа на диване, а можно пройти по тем же маршрутам, испытать те же эмоции и себя заодно.

Источник

Последние новости