Нейропсихолог Валентина Паевская на авторской встрече в Уфе рассказала родителям: как расставить приоритеты в воспитании и развитии ребенка, чтобы он вырос счастливым и здоровым взрослым. «Электрогазета» приводит информацию в изложении.
Паевская — это модный ориентир в мире современного родительства. Проверенные игрушки, рекомендованные книжки, полезные занятия. Открываешь ее «Инстаграмм» — и перед тобой руководство к действию, что делать с ребенком, чтобы он развивался. Тем более было интересно послушать ее вживую.
Встреча была посвящена развитию детей от рождения до 12 лет.
Итак, первое, что я запомнила — никаких ходунков. Да, они облегчают жизнь мамам, которым надо и обед приготовить, и дом в порядке содержать, однако, если родители сажают малыша в ходунки, то формируется неправильная зависимость — впоследствии при ходьбе мозг человека ищет опору.
В магазине игрушек надо спрашивать себя — чему эта игрушка научит моего ребенка? Какие навыки он приобретет? Если это кнопочная «музыкалка» — это игрушка на полчаса. Она тренирует единственный навык — тыкать пальцем, которым ребенок овладел еще в раннем младенчестве. По мнению Паевской, абсолютно бесполезна. Куда продуктивнее купить карточки, или игрушки, которые требуют с собой манипуляций — бусы, которые надо нанизывать, палочки, которые надо вставлять в отверстия.
До трех лет нейропсихолог не рекомендует включать ребенку никаких аудио и видеороликов (да, да, идите, и выключите, наконец, «Малышариков»!) – малыш получает готовый продукт для потребления, и не развивает воображение.
Как только малыш начинает ходить, и, соответственно, падать, некоторые родители начинают беспокоиться за его голову и покупают ему… шлем! Чего делать, по мнению Паевской нельзя. Ребенок должен самостоятельно научиться справляться с падениями и беречь голову. Также она не рекомендует обклеивать все углы поролоном, закрывать края мебели — маленький человек должен учиться обходить препятствия.
— Стоит обратить внимание лишь на те места, которые находятся на уровне глаз ребенка, — сказала Валентина Паевская.
Если выбирать между спортом и английским — нейропсихолог советует выбрать спорт. Дома тоже стоит начать заниматься физкультурой, и выгодным в этом плане приобретением станет шведская стенка.
— Спорт научит концентрации внимания, выносливости, разовьёт нейродинамику, что, в конечном счете, приведет к успехам в учебе, — сказала Валентина Паевская.
Наиболее доступный для малышей спорт — это плавание. При задержке развития и речевых проблемах — иппотерапия. Гиперактивным детям с двух лет показан скалодром, но нежелательны батуты, которые могут усугубить существующую проблему. В целом, одна из главных задач спорта — подготовить спину к многочасовому сидению за партой. Кроме того, без спорта может развиться аутоагрессия. Главное — занятия спортом должны разрешить кардиолог и ортопед.
К двум годам ребенок должен уметь сам расстегивать и снимать одежду, подниматься и спускаться по лестнице. В четыре — разрезать бумагу, в пять — завязывать шнурки. В три-пять лет у ребенка впервые возникает страх смерти, появляются вопросы: «Мама, а когда ты умрешь?», достается и бабушке «Сколько тебе осталось?». Они начинают понимать время. В этом возрасте вкладываемся в творчество — лепка, пластилин, возможны индивидуальные занятия по рисованию, на гончарном круге.
В пять-семь лет малышу не нужна подготовка к школе. Он должен продолжать играть, а не рисовать палочки в прописях, мамам не стоит гнаться за псевдогениями детской площадки, которые в три года считают до ста. Попросите их посчитать в обратном порядке и поймете, что это просто заученная информация без понимания. В это время с ребенком можно и нужно играть в стратегические игры — шахматы, например. Хорошо, если играет с ребёнком папа.
В этом возрасте желательно больше читать ребёнку, меньше нужно мультиков и игрушек.
В 7-12 лет — обязательно посещение секций. Если ребенок не занят, то формируется зависимость — от соцсетей, компьютерных игр, и другие тяжелые зависимости.
В спортивную секцию стоит сходить как минимум десять раз, чтобы ребенок четко для себя понял, нравится ему или нет. По плаванию лучше взять первые три тренировки индивидуально с тренером. Кроме неоценимых плюсов по здоровью, у такого занятого ребенка формируется здоровая референтная группа из педагогов и друзей. У него много авторитетов. Окружение состоит из таких же, как он — увлеченных спортом, творчеством, музыкой. Кроме того, ребенок понимает — он умеет то, чего не умеет большинство одноклассников: играть на фортепиано, кататься на сноуборде. Повышается самооценка.
В подростковом возрасте стоит приобщать детей к взрослому миру. Девочке-подростку можно подарить на день рождения курс по макияжу, а мальчика взять с собой на кулинарный мастер-класс по жарке мяса. Такие подарки подростки оценят и запомнят надолго.
Читайте также
Последние новости