Следующая новость
Предыдущая новость

Ученый «Юнец», или Как революционер исследователем стал

23.02.2018 17:50
Ученый «Юнец», или Как революционер исследователем стал

Представим себе ненадолго молодого человека, который волею судеб оказался в далеком суровом северном крае – на сургутской земле. Прибыл он из Санкт-Петербурга, где шумная жизнь большого города закрутила-завертела так, что был он отправлен в ссылку. На ту пору молодому человеку исполнилось 22 года.

Юный «лаврист»
Надо ли говорить о том, что Сургут 1880 года показался столичному юноше Сергею Швецову убогим поселением, а сургутяне – чужими, неприветливыми людьми. Именно в таком контексте описывает он свое пребывание здесь в работе «Очерки Сургутского края», подробнее о которых – чуть ниже. По приезде в Сургут молодой человек остался практически один на один со своими трудностями и очень тяжело привыкал к новому, отнюдь не радостному, положению. Это настроение Щвецова явно проглядывает сквозь строки его очерков.
Сергей Порфирьевич родился 13 февраля 1858 года в городе Курске в семье дворянина. Известно, что учился в Архангельской гимназии, но полного курса не прошел. В 1875 году он поступил в Петербургский учительский институт, откуда вскоре ушел. Именно в тот год Сергей Швецов начинает заниматься революционной деятельностью. Он знакомится со сторонниками революционера П.Л. Лаврова и вступает в петербуржский революционный народнический кружок «лавристов». Молодые люди пропагандировали идеи социализма в среде рабочих и крестьян. Сергей Швецов вел пропаганду захвативших его идей в Новгородской, Тверской и Тифлисской губерниях.
Впоследствии Швецов о своей революционной деятельности писал так: «Тогда был обычай в личных отношениях звать друг друга по кличкам. Все мы носили ту или другую кличку, и не из революционной конспирации, а такой был обычай, так что, например, многие товарищи не знали моей фамилии, а я был известен под именем «Юнца». Когда некоторые из наших товарищей отправлялись с определенною целью пропаганды куда-нибудь на фабрику, в деревню, то, конечно, никто из нас не шел под своим собственным именем, ибо это было бы чрезвычайно наивно».
Арестовали Сергея Швецова в октябре 1876 года и приговорили к каторге, но поскольку он был еще несовершеннолетним, то каторгу заменили ссылкой в Сибирь, которую юноша отбывал в Таре, Тюкалинске, Ялуторовске, Сургуте и Барнауле. Наказание свое Сергей Порфирьевич отбывал активно – содействовал побегам из Сибири нескольких ссыльных. Вот как описывал Швецов один из них: «Молодой, могутный – он произвел на меня впечатление чего-то родственного сибирской породе».

Край Сургутский
В Сургуте Сергей Порфирьевич пробыл совсем недолго – с сентября 1880-го по июль 1881 года. По заказу Русского географического общества он проводил здесь исследования, результаты которых изложил в уже упомянутых выше очерках. В них Швецов описал быт местного населения, его обычаи, занятия, рассмотрел социальные проблемы, сделал ценные наблюдения естественно-географического характера. Интересны выводы о том, что дала краю русская колонизация. По вопросам, которыми задается Сергей Порфирьевич, можно предположить его отношение к этому процессу.
Он пишет: «В самом деле, какие условия загнали горсточку русских в лесную трущобу, населенную дикарями? Чем прельстила русских людей вечно мерзлая, пустынная тундра?». По его мнению, несмотря на все усилия, из Сургута не получился центр – «он остался пустым местом доднесь». Это про наш-то «форпост государев» и будущую нефтяную столицу!
Ценность же для современного жителя Сургута «Очерков Сургутского края» состоит в том, что они содержат подробности бытования сургутян конца XIX века. В частности, Сергей Порфирьевич описал особенности сургутской ярмарки, которая велась при закрытых дверях в домах сургутских торговцев. «Сургутская ярмарка в высшей степени оригинальна и заслуживает того, чтобы на ней остановиться несколько внимательнее, – пишет Швецов. – Человек, не принимающий непосредственного участия в торге, а торгующих на ярмарке на весь город едва ли наберется человек 10-15 из обывателей, может не только не заметить ярмарки, но даже не подозревать ее существования: ни того особого, только ярмаркам свойственного шума, ни уличного движения и суеты, ни веселья и пьяного разгула, ничего такого, что отмечает самую небольшую ярмарку, даже просто базар, вы здесь не найдете. Город, как и в обыкновенное время, имеет мертвенно-сонный вид чего-то пригнетенного, застывшего».
Пусть и мрачноваты очерки Швецова, однако благодаря им можно узнать детали прошлого. Даже воспроизвести их, как сделали в историко-культурном центре «Старый Сургут» – летом на «СтароСургутском АРТ-квартале» показывали фрагмент сургутской ярмарки. Многие сургутяне могли видеть постановку и на V фестивале исторического моделирования и этнической музыки «Мангазейский ход», что состоялся прошлым летом в парке «За Саймой». Ныне в Доме краеведа оформлена небольшая выставка к юбилею Швецова, посетив которую можно узнать подробнее о его жизни, а также ознакомиться с очерками.

Ученый муж
В 1894 году Сергей Швецов был освобожден, но остался в Сибири. Он служил статистиком в Омске, был членом Русского географического общества, сотрудничал со многими сибирскими газетами. В Томске организовал общество книгопечатников, принимал участие в создании Сибирского союза партии социалистов-революционеров, был участником I и II съездов партии. При этом за революционную деятельность неоднократно подвергался арестам. После революционных событий 1905-1907 годов он некоторое время скрывался во Франции и Швейцарии. После 1917 года жил в Ленинграде, вел научную работу, заведовал кафедрой статистики в Петроградском коммерческом институте, обследовал рыбные промыслы Белого озера, руководил Северной научной промышленной экспедицией.
Сергей Порфирьевич написал более 100 научных публикаций и художественных произведений, в том числе 35 научных монографий по экономике, статистике, краеведению и этнографии. Он ушел из жизни в возрасте 72 лет в Ленинграде, похоронен на Волковском кладбище.

Источник

Последние новости