Следующая новость
Предыдущая новость

У Китая и России амбициозные планы по поводу развития арктического торгового маршрута

20.11.2019 16:28
У Китая и России амбициозные планы по поводу развития арктического торгового маршрута

Изменение климата и таяние арктических льдов открыли новые возможности для России и Китая. В то время как остальной мир считает глобальное потепление самой большой угрозой человечеству, этот амбициозный дуэт объявил, что холодные воды Северного полюса являются потенциальными новыми торговыми путями. Для России этот маршрут не является новой инициативой, поскольку различные нефтегазовые корпорации, горнодобывающие и судоходные компании, в том числе «Роснефть», «Газпром», «Росшельф», «Лукойл» и «Новатэк, уже на протяжении нескольких лет извлекают прибыли из освоения региона. Однако, для Китая это относительно новое направление и теперь Пекину нужен солидный партнер для работы в Арктике.

В ноябре 2018 года правительство китайского президента Си Цзиньпина выпустило так называемую «Белую книгу», в которой изложена стратегия Пекина в Арктике. Она предусматривает создание «Полярного шелкового пути» в рамках более масштабных мер по реализации инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП), беспрецедентного инфраструктурного проекта, охватывающего более 60 стран. Этому официальному объявлению о больших планах Пекина по освоению Арктики предшествовали несколько лет работы за Полярным кругом, одним из примеров которой можно назвать создание в 2004 году рядом с посёлком Ню-Олесунн на Шпицбергене первой китайской научно-исследовательской базы «Хуанхэ».

Можно по-разному ответить на вопрос о том, что составляет ядро российско-китайского сотрудничества в Арктике, но определяющим является один аргумент. Полярный шелковый путь не только фактически предоставит Москве новую коммерческую границу, но и позволит Пекину получить относительно независимый торговый маршрут, альтернативу Суэцкому каналу или Малаккскому проливу, который напрямую соединит географически отдаленные страны.

Как и Россия, Китай, вероятно, рассматривает этот сибирский маршрут в качестве важного рычага против угрозы, исходящей от все более масштабного военного присутствия Соединенных Штатов в южной части земного шара. Китай, несомненно, заинтересован в укреплении своих политических позиций, учитывая, что Военно-морские силы США доминируют в теплых водах и, в случае обострения разногласий между Пекином и Вашингтоном, угрожают блокировать транспортировку товаров и доставку энергоносителей для Китая через Малаккский пролив.

Впрочем, некоторые аналитики утверждают, что та же проблема может возникнуть и в Беринговом проливе, который приобретает особую важность, благодаря прокладке новых торговых маршрутов. Важно отметить, что для Китая важен не столько экспорт, сколько импорт, особенно когда речь идет об удовлетворении его постоянно растущих потребностей страны в углеводородах.

В настоящее время Россия транспортирует природный газ из Якутии в Китай по трубопроводу «Сила Сибири». В последнее время также обсуждались детали строительства нового газопровода от российского завода «Ямал СПГ» в Китай через Монголию, чтобы заодно удовлетворить энергетические потребности этой восточно-азиатской страны. Растущий рынок Китая свидетельствует о том, что для Москвы открыты любые маршруты, по которым туда могут быть доставлены сибирские богатства России. Второй мощнейшей экономике мира, которая называет себя «почти арктической державой», принадлежат значительные доли в «Ямал СПГ» через крупные китайские государственные компании, которые в настоящее время представляют собой связующее звено между Пекином и Арктикой.

Кроме того, в последние годы Китай активно развивает дипломатические отношения со странами Северной Европы. Хотя между странами НАТО и Европейского союза все еще существуют политические границы, Китаю, этой самопровозглашенной «почти арктической» стране, в 2013 году был предоставлен статус наблюдателя в Арктическом совете, в который входят Канада, Дания, Финляндия, Швеция, Норвегия, Россия, США и Исландия.

С экономической точки зрения, Северный морской путь (СМП) выглядит выгодным и перспективным маршрутом, поскольку он при идеальных условиях сокращает время транспортировки морских грузов из Азии в Европу и обратно на десять дней по сравнению с традиционным маршрутом через Суэцкий канал, и на четыре дня по сравнению с доставкой через Панамский канал.

Разумеется, это окажет существенное влияние на стоимость топлива, однако, следует принимать в расчет, что в настоящее время лед освобождает дорогу для судоходства только на четыре месяца в году, с июня по сентябрь.

Если попытаться ответить на вопрос, что делает Северный морской путь и арктический регион в целом более привлекательным для этих стран, прежде всего, речь идет о больших преимуществах для морских перевозок, а также о ценах на сырьевые товары, особенно на нефть и природный газ.

Независимо от того, станет ли совместное освоение СМП глобально значимым событием, можно уверенно утверждать, что этот шаг будет способствовать снижению зависимости Китая и России от других мировых держав, и особенно от Соединенных Штатов, и проложит путь к их большей независимости, как в экономическом, так и в политическом отношении.

Источник

Последние новости