Выступая 5 февраля 2020 года перед депутатами своей партии, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган назвал «дружественными элементами» членов туркменских повстанческих отрядов, которые составляют «Сирийскую национальную армию» («Джейч Аль-Ватани ас-Сури»), а также тех соратников «Аль-Каиды», которые заключили союз с местными группировками, чтобы сформировать Организацию освобождения Леванта («Хайят Тахрир аль-Чам»).
В принципе, никто обычно никогда не претендует на установлении отношений со своими ставленниками типа руководителя и подчиненных, чтобы избежать ответственности за их действия. Так “Хайят Тахрир аль-Чам” убили 4 российских офицеров ФСБ в Алеппо 1 февраля.
Далее Эрдоган заявил о легитимности турецкого военного присутствия в Сирии в свете Аданского соглашения. Текст соглашения от 20 октября 1998 года, положивший конец предыдущей турецко-сирийской войне, так и не был официально опубликован. Неподтвержденная версия документа была выложена в интернете. В нем Сирия обязывалась прекратить поддержку Рабочей партии Курдистана (РПК) Абдуллы Оджалана (которая тогда была просоветской организацией) и разрешала турецкой армии преследовать курдские военные подразделения, совершающие нападения на турецкую территорию, вглубь Сирии до 5 километров. Учитывая, что нынешнее воплощение РПК / YPG (ныне организации поддерживает НАТО) имеет на вооружении более современную технику и оружие, в ходе операции «Весна мира» (9–22 октября 2019 года) Турция в одностороннем порядке расширила свое право преследовать курдские формирования в глубину сирийской территори до 30 километров.
Аданское соглашение никогда не давало Турции права дислоцировать свою армию на всей территории провинции Идлиб. Однако это предусмотрено российско-турецким Сочинским соглашением от 17 октября 2018 года, которое было одобрено Сирией. Тем не менее, подобные действия были обусловлены выводом всех «радикальных террористических групп» (включая «Хайят Тахрир аль-Чам») из демилитаризованной зоны до 15 октября 2018 года. Но Турции так и не удалось — не в большей мере, чем Соединенным Штатам до этого – выявить «радикалов» (джихадистов) и отделить их от «умеренных» (демократических противников). Вот таким образом Сирийская Арабская армия пытается с тех пор освободить Идлиб от джихадистской оккупации.
Ссылаясь на Аданское соглашение, тем самым отбросив соглашение, заключенное в Сочи, Турция признает, что не выполнила свои обязательства перед Россией. Более того, первый документ восходит к периоду, когда две державы вели тайную войну на полях холодной войны.
В той же речи президент Эрдоган, бравируя своим членством в организации «Братья-мусульмане», являющейся основным источником подпитки джихадистского движения, выдвинул требование — сирийскими войскам до 28 февраля 2020 года оставить только что освобожденные населенные пункты и уйти за линию прекращения огня, установленную Сочинским соглашением.
Между тем, в один из дней террорист-смертник из “Хайят Тахрир аль-Чам” совершил самоподрыв в здании, где размещались российские военные. До сих пор остаются неизвестными последствия этой террористической атаки, ответственность за которую, как все понимают, должна взять на себя Турция.
Это кардинальное изменение ситуации. 13 января 2020 года руководители турецких и сирийских спецслужб тайно встретились в Москве, чтобы разработать мирный план. После этого, к большому удивлению западных стран, которые были убеждены в несогласии Дамаска, Сирийская Арабская армия начала победоносное наступление в Идлибе, освободив пятнадцать городов. Соединенные Штаты тогда поддержали Турцию, но отказались от участия в совместных операциях. 19 января Турция приостановила движение 30 тысяч джихадистов из Идлиба (Сирия) в Триполи (Ливия), которое было возобновлено в конце декабря. Только 2 тысячи 500 человек успели уйти.
Встречаясь с послами иностранных государств 5 февраля, чтобы получить их верительные грамоты, президент России Владимир Путин предупредил их, сказав: «К сожалению, человечество вновь приблизилось к опасной черте. Региональные конфликты обостряются, террористические и экстремистские угрозы возрастают, система контроля над вооружениями вот-вот будет упразднена».
Мы идем к конфликту, который в краткосрочной перспективе может разгореться между Турцией, членом НАТО, и Россией, членом ОДКБ.
Читайте также
Последние новости