Если в 2018 году обстановка в мире обострится, то произойдёт это из-за страха, который испытывают три самых влиятельных державы – Америка, Россия и Китай. Небезосновательно опасаясь нестабильности и других держав, они ведут себя рискованно и непредсказуемо. Три страны полагают, что защищаются, хотя другие государства считают их агрессорами.
Америка находится в лучшей форме относительно двух остальных стран. Американская экономика в хорошем состоянии, она (относительно) устойчива, в США стекается капитал со всего мира. Страны приобретают именно американские облигации, а не российские или китайские. Обмен валюты, международная торговля и банковские сделки ведутся в долларах.
Американская политическая система эластична, она уже начала восстанавливаться, хоть и со скрипом. К сожалению, из-за этого президент впадает в ярость, так как боится лишиться поста, и ведёт себя крайне импульсивно. Бахвальство говорит о страхе и слабости. Администрация Трампа без какой-либо стратегии отдаляется от союзников и продаёт партнёров. К счастью для Америки, после Трампа это можно будет исправить.
Большой вопрос заключается в том, как давно в американской системе наблюдаются сбои. Они появились не из-за Трампа, который лишь воспользовался ситуацией. Общественное недовольство и противостояние корнями уходит в 1970-е годы, когда неравенство доходов обострилось из-за автоматизации, переноса производства за рубеж и информационных технологий. Этого не изменить, и даже после Трампа проблемы останутся.
Из трёх держав в самом тяжёлом положении находится Россия. Даже если цена на нефть поднимется до 100 долларов за баррель (сегодня она колеблется в районе 60 долларов), это не будет иметь большого значения, так как доходы от продажи энергоресурсов оседают в карманах группы людей, а не инвестируются в долгосрочное экономическое развитие России. Олигархи осознают, что система обречена, поэтому лихорадочно выводят миллиарды за границу. Подобный отток капитала происходит в Латинской Америке.
Президент не заинтересован в реформировании системы – это один из способов управлять Россией – но клептократия не вечна, особенно при условии, что граждане узнают о масштабах коррупции. Российское телевидение поддерживает Путина.
Америке остаётся лишь подождать, пока ненадёжная российская экономика расшатает политическую систему. Именно так США победили в холодной войне. Терпение часто эффективнее противостояния. Переизбрание Путина в марте говорит о слабой институционализации. Всё зависит от Путина, и в будущем после краткосрочного затишья за власть начнут бороться его последователи. В России всегда предпочитали сильную единоличную власть, без которой наступал хаос. После Ельцина России нужен был Путин, чтобы восстановить порядок. В ближайшее время на российскую демократию рассчитывать не приходится.
Объединившись с Китаем, Россия в некоторой степени вернулась во времена холодной войны, лишь коммунистические идеи потеряли популярность. На этот раз Россия выступает в качестве младшего компаньона для Китая, который приблизительно в 10 раз превосходит Россию по числу населения и ВВП. Китай пытается бороться с коррупцией, в России же этого не происходит.
Для Америки Китай становится более серьёзным соперником. Парадокс, но Китай в большей степени готов принять демократию, чем Россия, однако Си Цзиньпин будет этому препятствовать. Он опасается, что демократия приведёт к разобщённости и ослабит страну. Несколько лет назад в Китае попробовали допустить свободу информации и обсуждений. Но теперь этого нет, даже в интернете и социальных сетях ведётся строгий контроль.
Китай избежал финансового краха, он выстоял и оказался сильнее конкурентов. Но продолжительный рост в Китае крайне зависит от экспорта и чрезмерных инвестиций, которые предоставляют государственные банки по приказу правительства. Большая часть инвестиций себя не оправдает. Неконтролируемые «теневые банки» Китая выдают сомнительные кредиты. Последствия подобных действий хорошо известны. Китай, как и Япония ранее, может оказаться гораздо ближе к вершине кривой графика экономического роста.
Нефтегосударства напуганы, и на это есть причины. В соответствии с «нефтяным проклятием», венесуэльские и иранские революционеры, а также саудовские принцы тратили доходы от продажи ресурсов на необоснованные субсидии, но сейчас бюджет опустел, а население негодует из-за коррупции. Перевороты в Каракасе, Тегеране и Эр-Рияде не нарушат мировую стабильность, если Америка спокойно на них отреагирует.
Каков прогноз на 2018 год? Новая налоговая реформа в США вызовет смятение. «Рашагейт» будет продолжаться весь год. Демократы заручатся поддержкой для импичмента Трампа, но она окажется недостаточной. Америка отказывается от роли мирового лидера, и на её место приходит Китай. Вашингтон попытается вернуться в Транстихоокеанское партнёрство. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) продолжит существовать, корпорации в нём нуждаются. Наиболее опасные угрозы: ДАИШ, ядерные программы Северной Кореи и Пакистана, падение биткоина.
Читайте также
Последние новости