Следующая новость
Предыдущая новость

Три главных направления геополитической схватки за Арктику

15.01.2020 12:27
Три главных направления геополитической схватки за Арктику

В девятнадцатом столетии великие державы Европы делили карту мира в соответствии с древними правилами суверенитета: первый, кто «застолбил участок», установив свой флаг, получал право распоряжаться ресурсами – до тех пор, пока мог это право защищать.

Эта эпоха может показаться давно ушедшей. Однако, поскольку в последние годы полярный лед тает в Арктике с беспрецедентной скоростью, крупнейшие геополитические игроки устремили свои взгляды на этот регион как на новую «ничейную» землю, которую можно захватить.

Изменение морского ландшафта и контуров арктического побережья спровоцировали острое соперничество за новые экономические возможности и за стратегическое превосходство на вершине мира. «Этот регион превратился в арену конкурентной борьбы», – заявил в мае прошлого года госсекретарь США Майк Помпео, выступая в Финляндии.

Месяцем ранее президент России Владимир Путин сообщил аудитории Санкт-Петербургского экономического форума, что на Арктику приходится более 10 процентов всех инвестиций в российскую экономику.

Мы проанализируем ставки и расклад сил в трех самых важных схватках за Арктику, а также попробуем спрогнозировать их развитие.

Схватка за торговые маршруты

Для современных экспортеров, доставляющих оптовые грузы из Азии в Западную Европу, таяние арктических льдов означает новые возможности. Два новых торговых маршрута: Северный морской путь, проходящий вдоль арктического побережья России и Северо-западный проход, ведущий мимо северных островов Канады, уже находятся в стадии разработки.

Что касается торговых перспектив этих маршрутов, эксперты пока не могут прийти к единому мнению. Они, безусловно, короче сухопутных, однако при этом до девяти месяцев в году непригодны для перевозки грузов из-за ледяного покрова. Кроме того, на большей части их протяженности отсутствуют базовые условия, такие как поисково-спасательная поддержка.

На сегодняшний день по Северному морскому пути проходит менее 100 коммерческих судов в год, но интенсивность движения постепенно увеличивается. Китайская судоходная компания COSCO планирует расширить использование Северного морского пути для доставки грузов в Европу. Вероятно, все начнется с нескольких десятков рейсов в год, но уже к середине следующего десятилетия их количество возрастет до 200-300.

Развитие Северного морского пути создаст новые торговые узлы вдоль российского арктического побережья и вдохнет новую жизнь в бухты советских времен, которые были в спешке построены, а затем заброшены на долгие десятилетия.

Схватка за стратегическое превосходство

Во время холодной войны Арктика представляла собой границу между НАТО и Советским Союзом и была густо усеяна военными базами, начиненными дорогостоящим оборудованием.

После распада СССР, когда вражда ослабла, многие из этих объектов были демонтированы или просто брошены ржаветь. В 2010 году Россия и Норвегия урегулировали многолетний морской пограничный спор в Баренцевом море.

Теперь отношения между Западом и Россией снова заметно охладились, и обе стороны возвращаются на прежние позиции времен холодной войны, по мере того как ледяной барьер, разделяющий их, тает под влиянием глобального потепления.

Полномасштабный конфликт в Арктике, по мнению большинства аналитиков, пока является крайне маловероятным. Но геополитическая борьба за превосходство в регионе между старыми соперниками и новыми претендентами едва ли будет идти гладко.

Противники времен холодной войны – не единственные, кто наращивает свои оборонные возможности в регионе. Министерство обороны США внимательно отслеживает активность Китая, включая использование судов ледокольного типа, а также мирные научно-исследовательские экспедиции, которые, по мнению Вашингтона, могут быть использованы для усиления в будущем военного присутствия Китая в Северном Ледовитом океане.

Схватка за ресурсы

Тающие ледники в Арктике открывают новые земли для потенциальной разработки полезных ископаемых. В то же время, отступление кромки морских льдов облегчает доступ к прибрежным богатствам, от природного газа до рыбы, а также создает новые возможности для вывода сухопутных ресурсов на рынок.

Ресурсы, стоящие на кону в этой схватке, включают «13 процентов неразведанной нефти планеты, 30 процентов неразведанного газа, а также огромное количество урана, редкоземельных элементов, золота и алмазов, не говоря об изобилии рыбных промыслов», по словам Помпео.

В докладе Геологической службы США от 2008 года указывалось, что общая стоимость природных ресурсов Арктики может составлять триллионы долларов. Вполне объяснимо, что эти цифры привлекли внимание многих стран к Полярному кругу.

Когда новая волна экономического развития обрушится на тающий север планеты, самыми главными бенефициарами потепления станут нефтяные и горнодобывающие компании. Ярким примером такого развития событий является гигантский проект на российском полуострове Ямал. Компания «Новатэк», осуществляющая проект «Ямал СПГ», добывает, сжижает и отправляет потребителям природный газ из месторождения Южный Тамбей, расположенного за Полярным кругом. Строительство завода обошлось в 27 миллиардов долларов, а для фундамента пришлось вбить в вечную мерзлоту 80 тысяч свай.

Среди других громких проектов можно назвать планируемую разработку китайско-австралийской компанией запасов урана и других редких металлов на участке Кванефьельде на юге Гренландии.

Таяние арктических льдов также создает новые возможности для рыболовной индустрии, поскольку суда могут теперь заходить дальше на север и осуществлять лов в течение более длительного времени, следуя меняющимся маршрутам миграции некоторых видов рыб, которые перемещаются на север в поисках более прохладных вод.

Для таких территорий как Гренландия, где рыболовство является источником 90 процентов экспортной выручки, эти климатические изменения являются потенциальным благом. Помимо традиционных запасов холодноводных креветок, теперь рыбаки добывают там также голубого тунца и скумбрию.

Источник

Последние новости