По данным Организации экономического сотрудничества и развития, из-за опасений, связанных с угрозой распространения коронавируса, экономический рост в России в этом году может снизиться до 1,2 процента — это даже ниже, чем прошлогодний показатель 1,3 процента. Падение уровня жизни россиян поставило многих из них на грань выживания, и в стране усилился страх перед перспективой экономического застоя. Но у России есть возможности найти выход из сложившейся ситуации.
Некоторые из реализуемых в стране экономических стратегий являются незаурядными. Разумная политика Центрального банка и фискальные ограничения снизили годовую инфляцию до 2,42 процента и ликвидировали чистый внешний долг. В прошлом году у правительства был профицит бюджета. Если бы Россия была членом еврозоны, то она могла бы похвастаться лучшими макроэкономическими показателями среди всех остальных стран-членов зоны.
Так почему же российская экономика буксует? Цены на нефть сегодня ниже прежних максимумов, но под контролем Москвы остаются такие важные факторы, как структурные барьеры и геополитическая напряженность.
Во-первых, государство контролирует большую часть экономики, а государственные компании, как правило, менее продуктивны, чем частный бизнес. В Федеральной антимонопольной службе России утверждают, что до финансового кризиса 1998 года доля государства в экономике составляла около 25 процентов ВВП, но к 2017-2018 годам она расширилась до 60-70 процентов ВВП. Более низкие оценки Международного валютного фонда могут быть связаны с использованием иных методологических подходов.
Вторая проблема – это барьеры для предпринимательской деятельности. В индексе верховенства права некоммерческой организации The World Justice Project (WJP) Россия находится в нижней трети списка оцениваемых стран. По данным Global Property Guide, среди стран Европы состояние дел с соблюдением прав собственности по сравнению с Россией хуже только на Украине и в Боснии и Герцеговине. Согласно Индексу восприятия коррупции Transparency International, Россия находится в нижней четверти рейтинга.
Третий структурный фактор – это геополитика. Напряженность в отношениях между Россией и Западом из-за Украины, Сирии, вмешательства в выборный процесс и других проблем заставила инвесторов учитывать возросшие политические риски. По данным Международного валютного фонда, западные санкции ежегодно отнимают 0,2 процента от роста ВВП. Некоторые компании обеспокоены угрозами будущих санкций, и потому они воздерживаются от участия в новых инвестиционных проектах.
В-четвертых, Россия приняла существенные меры для экономии бюджетных средств, что является разумным решением в условиях экономической неопределенности, но это привело к снижению совокупного спроса.
Согласно результатам опроса, проведенного Левада-центром в прошлом году, 75 процентов респондентов считают Россию сверхдержавой. Это совершенно верно касательно военной сферы. Но что касается экономики, ВВП России меньше, чем в Канаде, в два раза меньше, чем в Германии, и в три раза, чем в Японии. Германия и Япония, безусловно, являются великими странами, но не сверхдержавами. Даже в военной сфере Россия рискует отстать от своих соперников. Она со своими военными расходами, составляющими четверть от оборонных расходов Китая, занимает по этому показателю восьмое место в мире.
Усиление экономики должно быть привлекательной целью как для экономических либералов, так и для сторонников великодержавности. Экономический застой может подорвать моральный дух народа, а также ослабить позиции России на международной арене. Реализация запланированных национальных проектов может дать определенный экономический толчок.
Однако, для достижения более устойчивых и высоких темпов экономического роста могут потребоваться глубокие реформы. Россиянам не привыкать к реформам, и многие из них относятся к этому процессу скептически. Денежно-кредитные и приватизационные реформы 1990-х годов привели к катастрофическим последствиям. В 2000 году Греф предложил план очередных реформ, предусматривающих изменение норм налогового и земельного законодательства и нацеленных на улучшение делового климата.
В случае их проведения реформы могут вновь поднять экономику и уровень жизни. Они могли бы улучшить состояние дел с верховенством закона, правами собственности и защитой инвесторов и повысить конкуренцию. Россия может приватизировать большую часть экономики, и это позволит частному бизнесу более эффективно конкурировать с государственными предприятиями. Ослабление роли государства в таких областях, как энергетика и тяжелая промышленность, будет способствовать развитию конкуренции и сократит возможности для коррупции. Сокращение государственной собственности в банковском секторе будет способствовать конкуренции в сфере финансовых услуг. Это может обеспечить повышение стандартов корпоративного управления.
На геополитическом фронте Запад может ослабить или отменить санкции против финансового сектора, если закончится война на Донбассе. Снижение накала информационно-политической войны – варьирующейся сегодня от вмешательства в выборный процесс до обвинения США в распространении коронавируса — может снизить риски введения новых санкций и успокоить инвесторов.
В экономике России имеется много недостаточно используемых ресурсов. Несмотря на интеллектуальное обескровливание нации в результате эмиграции, рабочая сила в стране считается относительно хорошо образованной и недорогой. Это объясняет высокие позиции России в первой трети рейтинга Индекса глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума.
Более глубокие реформы и снижение геополитической напряженности могли бы помочь России полнее раскрыть ее большой потенциал. Независимо от того, нанесет ли или нет коронавирус существенный вред экономике, инвесторы надеются, что тревожный звоночек побудит Кремль сместить свои приоритеты на экономическое развитие.
Читайте также
Последние новости