Особое внимание, которое президент Байден уделяет формированию и укреплению партнерских отношений для решения глобальных проблем, было с большим одобрением встречено союзниками Соединенных Штатов. Они пристально наблюдают за последними событиями в контексте отношений Вашингтона с Москвой и Пекином, поскольку многие из них в долгосрочной перспективе, возможно, будут вынуждены сделать трудный выбор.
Через несколько дней после того, как между высокопоставленными американскими и китайскими должностными лицами произошел горячий «обмен мнениями» на Аляске, президент Байден вновь обрушился с жесткой критикой на Китай в ходе пресс-конференции 25 марта. Всего несколькими днями ранее он подтвердил свое прежнее высказывание о том, что российский президент Владимир Путин является убийцей, а теперь заявил, что Председатель КНР Си Цзиньпин – решительный приверженец авторитаризма. По словам Байдена, у китайского лидера в организме «отсутствует демократическая – с маленькой буквы «д» – косточка, хотя он умный, умный парень».
Жесткая позиция администрации Байдена по отношению к Китаю и ее явная враждебность в отношении Москвы вызвали недовольство не только в обеих этих странах, которые уже намекнули на создание интеграционного объединения, альтернативного возглавляемому США Четырехстороннему диалогу по вопросам безопасности (Quad), предложив во время встречи министра иностранных дел России Сергея Лаврова и его китайского коллеги Ван И 23 марта сформировать «платформу для диалога по региональной безопасности», но и у некоторых союзников США, а также американских комментаторов.
Многие аналитики высказались за относительно более тонкий подход к отношениям с Россией, без покорности, но и без явной враждебности, а также за использование существующих разногласий между Москвой и Пекином. Любопытно, что Трамп в свое время даже предлагал вновь включить Россию в расширенный вариант «большой семерки», хотя это предложение было отвергнуто.
Нелицеприятные отзывы Байдена о Владимире Путине и Си Цзиньпине в его обращении, а также сделанный им акцент на необходимости объединения усилий демократических стран в противостоянии Китаю, свидетельствуют о том, что он, скорее всего, не изменит свою позицию. Недавно Байден упоминал о встрече лидеров стран, входящих в Quad (США, Япония, Индия и Австралия) 12 марта, а также говорил о необходимости новой встречи, заявив, что одна из ключевых задач этого объединения – заставить Китай соблюдать нормы международного права.
Несмотря на общий агрессивный тон его речи, Байден сделал несколько интересных замечаний. Во-первых, он заявил, что США понимают, что у многих союзников имеются «сложные» отношения с Китаем. Больше того, некоторые известные комментаторы и даже члены команды Байдена указывали на то, что Америка не должна ожидать, а тем более требовать от союзников однозначного выбора. Во-вторых, в отличие от Трампа, чья стратегия на первый взгляд заключалась исключительно во введении тарифов на китайский экспорт и технологии, Байден подчеркивал необходимость инвестиций в научно-исследовательские работы и упоминал о том, что в последние годы Китай обошел Соединенные Штаты в этих усилиях. Он также заявил, что его администрация добьется реальных инвестиций в науку и инновации.
В-третьих, Байден заявил, что Соединенные Штаты будут по-прежнему наказывать Китай за систематические нарушения в области прав человека. Так, 22 марта Соединенные Штаты ввели санкции в отношении двух высокопоставленных должностных лиц Китая за их причастность к «незаконному задержанию и жестокому физическому насилию, а также к другим серьезным нарушениям прав человека в отношении уйгурского этнического меньшинства».
Хотя администрация Трампа предпринимала карательные меры против Китая за нарушение прав человека в провинции Синьцзян, населенной преимущественно уйгурами, лично Дональд Трамп не занимал жесткой позиции по этому вопросу. На самом деле, по словам бывшего советника по национальной безопасности Джона Болтона, во время личной беседы с Си Цзиньпином Трамп фактически поддержал решение китайского лидера о создании специальных центров временного содержания для уйгуров.
В то время как союзники Соединенных Штатов, такие как Индия, Япония и Австралия, возможно, придерживаются иных взглядов в отношении Китая, администрация Байдена, давая им свободу маневра и заявляя о своем понимании нюансов и сложностей в их отношениях с Пекином, фактически предоставила этим странам право самостоятельно определять свою политику. В ходе своей пресс-конференции 25 марта президент Байден вновь подчеркнул, что «Quad» не является «антикитайским объединением» и даже намекнул на некоторые возможности сотрудничества с Пекином.
Что касается взаимоотношений с Россией, между Соединенными Штатами и их союзниками также существуют разногласия, и нисходящая спираль американо-российских отношений не может не беспокоить их. Администрация Трампа ввела санкции против Турции за сделку по приобретению российских ракетных комплексов С-400, включая приостановление участия Анкары в программе производства новейших американских истребителей F-35, но отметила негативное влияние этого решения на НАТО.
Госсекретарь США Энтони Блинкен во время своей встречи в Брюсселе с турецким министром иностранных дел Мевлютом Чавушоглу призвал его остановить ракетную программу С-400. Индия, которая является членом объединения «Quad», также заключила сделку о приобретении С-400, и это может стать занозой в отношениях между Нью-Дели и Вашингтоном, которые в остальном можно было бы признать процветающими.
Министр обороны США Ллойд Остин во время своего визита в Индию поднял этот вопрос на фоне растущего давления сторонников жесткой линии в Вашингтоне, требующих введения карательных санкций против Индии в соответствии с Законом о противодействии противникам Америки посредством санкций (CAATSA), если Нью-Дели не откажется от закупки российских ракет. Председатель сенатского комитета по международным делам Роберт Менендес призвал Остина рассмотреть этот вопрос во время своего визита в Индию и подтвердить индийским партнерам вероятность введения санкций.
Впрочем, проблема не исчерпывается закупками российских зенитно-ракетных комплексов. Соединенные Штаты многократно предупреждали Германию о возможных негативных последствиях продолжения строительства газопровода «Северный поток-2» из России, но до сих пор Берлин так и не дал понять, что готов изменить свой курс.
В заключение следует отметить, что пока неясно, будет ли администрация Байдена в дальнейшем придерживаться своего агрессивного курса в отношении Пекина и Москвы или постарается разрядить напряженность. Ни один прагматичный аналитик не хотел бы увидеть дальнейший дрейф Москвы в направлении Пекина, но без корректировки курса со стороны администрации США этот результат представляется неизбежным.
Партнеры США также хотели бы, чтобы Вашингтон построил менее конфронтационные отношения с Москвой, поскольку некоторые из них, и прежде всего Индия, издавна поддерживают тесные связи с Россией в оборонной сфере. Впрочем, независимо от этих отношений, если России придется продолжить сближение с Китаем, это может привести к укреплению связей между Москвой и еще одним традиционным противником Нью-Дели, Исламабадом. Геополитический треугольник США-Китай-Россия является сложной проблемой, которая носит без преувеличения глобальный характер, и союзники Вашингтона, по всей вероятности, надеются, что США не станут подходить к ней слишком упрощенно.
Читайте также
Последние новости