В середине 2021 года Афганистан стал свидетелем полномасштабной реализации трехстороннего плана, разработанного тройкой в составе Пекина, Москвы и Исламабада, который предусматривает возобновление наступательных действий «Талибана» для смены режима в Кабуле, то есть свержения союзного США избранного правительства во главе с президентом Ашрафом Гани.
Этому сценарию способствует внезапное решение президента Байдена отдать приказ о выводе военного контингента США из Афганистана задолго до ранее объявленной даты, 11 сентября. Это создало условия для попытки движения «Талибан», поддерживаемого Китаем, Россией и Пакистаном, установить в стране правительство, дружественное упомянутому треугольнику.
Однако, апокалиптические сценарии влиятельных западных СМИ, предсказывающие полную «талибанизацию» страны, являются спорными, поскольку на этот раз талибам будет непросто захватить власть в Кабуле. Ситуация в корне отличается от той, что была в 1989 году, когда талибы после вывода советских войск легко взяли Афганистан под свой контроль.
В 2021 году вывод американских военнослужащих из Афганистана не означает, что страна будет «брошена», как это произошло в девяностые годы. Соединенные Штаты сохраняют свое присутствие, которое выражается в том, что ВВС США, базирующиеся в Персидском заливе и Центральной Азии, наносят удары с воздуха, чтобы помочь силам афганской армии пресечь наступательные действия талибов, пытающихся захватить столицы провинций, в качестве прелюдии к захвату Кабула.
В разворачивающейся борьбе за власть особое значение имеют стратегические цели треугольника Китай-Россия-Пакистан, которые, как они ожидают, будут достигнуты благодаря победе талибов, а также степень сопротивляемости правительства Кабула и его готовность отразить наступление талибов, поддерживаемых трехсторонним альянсом.
В последнее время талибы с неохотой, но согласились вести переговоры о примирении с правительством Кабула. Однако, как показали недавние события, они не были искренни в отношении мирных гарантий, которые давали Соединенным Штатам, и вскоре прибегли к военному наступлению против режима, а также к целенаправленным террористическим атакам, направленным на объекты и должностных лиц правительства и армии Афганистана.
Очевидно, что крупномасштабные военные действия талибов не могли бы состояться без военной помощи со стороны Китая и Пакистана, а также профессионального опыта и участия офицеров пакистанской армии, сил спецназначения и воздушной логистической поддержки. Россия, даже если она не будет непосредственно участвовать в наступлении, не может быть освобождена от ответственности, поскольку она молчаливо согласилась с китайско-пакистанским стратегическим планом.
Пакистан, как и Иран, является географическим соседом Афганистана. У него есть протяженная спорная граница с Афганистаном, в то время как у Китая лишь короткий участок общей границы протяженностью 43 километра, который примыкает к беспокойному региону Синьцзян с многочисленным мусульманским меньшинством. Россия после распада СССР не имеет общей границы с Афганистаном. Тем не менее, накануне наступления 2021 года между Пекином, Исламабадом и Москвой наметилось активное сближение. Они подтолкнули талибов к попытке вновь установить полный контроль над Афганистаном.
Пакистан всегда был заинтересован в том, чтобы Афганистан обеспечивал ему стратегическую глубину против предполагаемой угрозы со стороны Индии. Афганские талибы десятилетиями получают финансирование и поддержку со стороны Пакистана, а также пользуются «безопасными убежищами» в приграничных районах. Китай поддерживает связь с «Талибаном» с момента его создания. Пекин серьезно обеспокоен обстановкой в районе Синьцзян, где уйгуры-мусульмане объединяются для борьбы против геноцида со стороны Китая. Китай хочет добиться, чтобы Синьцзян был надежно изолирован правительством талибов в Кабуле. Россия, в свою очередь, обеспокоена стратегической уязвимостью центрально-азиатских республик, прилегающих к Афганистану, которые все еще находятся в ее сфере влияния.
Будет ли достигнута конечная стратегическая цель треугольника Китай-Пакистан-Россия – отдать власть правительству талибов, зависит от решительности сопротивления и стойкости режима Гани в Кабуле и Вооруженных сил Афганистана.
Демократически избранное правительство, к сожалению, обесцениваемое влиятельными аналитиками западных СМИ, и национальная армия, которая в настоящее время эффективно сдерживает наступление талибов вместе с ВВС США, приобрели значительный боевой опыт. Нынешнюю ситуацию нельзя сравнивать с легким захватом Кабула талибами в девяностые годы, когда Соединенные Штаты полностью покинули Афганистан.
В 2021 году, помимо уже упомянутых факторов, сохраняется участие США в афганском урегулировании, несмотря на вывод войск с территории страны. В то время как на местах теперь будет действовать афганская армия, в их распоряжении останется массированная поддержка ВВС США для подавления наступательных действий талибов.
Разве можно забыть, что во время военного вторжения США в Афганистан с целью смещения режима талибов в Кабуле после терактов 11 сентября 2001 года, блицкриг Северного альянса в поддержку Америки состоялся благодаря массированным бомбардировкам ВВС США в рамках операции «Шок и трепет»?
На этот раз очевидна также воля самих афганцев, местных ополчений, полевых командиров и добровольных дружин на местах, решительно настроенных на то, чтобы не допустить падения правительства и не позволить воцариться жестокому средневековому режиму талибов. Народ хорошо помнит угнетение, которое осуществляли талибы, когда были в прошлый раз у власти в Кабуле. Можно предположить, что у талибов будет лишь горстка людей, пытающихся захватить крупные города, как это было до сих пор в Герате и Кандагаре.
Недавние поражения афганской армии в схватках с талибами не следует воспринимать как индикатор отсутствия решимости правительства или неэффективности военных действий Вооруженных сил Афганистана. Их можно объяснить внезапностью вывода американских войск. С аналитической точки зрения, это важный показатель, который должен определять дальнейшие шаги Америки после вывода военного контингента из Афганистана. Эти действия могут быть восприняты как политический сигнал треугольнику Пекин-Исламабад-Москва пересмотреть свой сценарий в той части, которая касается прихода талибов к власти на всей территории Афганистана.
В любом случае можно с уверенностью утверждать, что полная или частичная победа афганского «Талибана» неизбежно приведет к гражданской войне в Афганистане с серьезными последствиями для всех крупных держав, действующих в этой истерзанной войной стране.
Поэтому Соединенные Штаты должны рассмотреть три варианта действий: полный уход из Афганистана; продолжение ограниченного участия в форме помощи национальной армии в отражении наступления талибов; новое военное вторжение в Афганистан. Из этих трех доступных сценариев Вашингтон, скорее всего, выберет второй. Это позволит США поэтапно применять различные инструменты, как военную силу, так и дипломатические и экономические средства.
Читайте также
Последние новости