Следующая новость
Предыдущая новость

Треугольник Индия-Россия-Япония: возможно ли новое геополитическое партнерство

02.09.2021 18:07

Индия стремится вдохнуть жизнь в идею Индо-Тихоокеанской интеграции в тех частях региона, которым не уделяется должного внимания. Нью-Дели изучает возможность проведения трехсторонней ассамблеи между Индией, Россией и Японией в рамках шестого Восточного экономического форума во Владивостоке, открывшегося 2 сентября.

Взаимодействие с Россией на ее тихоокеанском побережье поможет Индии выйти за рамки Четырехстороннего диалога по вопросам безопасности (Quad), а также достичь своих целей в области финансового партнерства на российском Дальнем Востоке.

Благоприятным обстоятельством являются прочные связи, которые Индия поддерживает как с Россией, так и с Японией. Нью-Дели имеет общие экономические интересы и проблемы безопасности с Токио. Две эти страны, входящие в группу Quad, видят общего противника в лице Китая.

У Индии имеются особые отношения с Россией, которые обычно описываются как «всепогодные» и «проверенные временем». В последние десятилетия они в значительной степени подкрепляются военно-техническим сотрудничеством. Тем не менее, Индия и Россия не всегда стояли по одну сторону конфликта. Если интеграционный формат Quad является для Индии, Японии и Австралии средством достижения безопасности, то для России он остается плацдармом Соединенных Штатов в противостоянии с Китаем, то есть противоречит стратегическим целям Москвы в Тихоокеанском регионе.

Москва проявляет солидарность с Пекином из прагматических соображений. Дело в том, что стратегическая и экономическая мощь Китая помогает России противостоять США. Если мощь России снова возрастет в обозримом будущем, мы вполне можем увидеть трещины в отношениях между Россией и Китаем. Однако, до тех пор, пока это не произойдет, одной из проблем Индии будет конструктивное взаимодействие с Россией в рамках Индо-Тихоокеанской концепции, несмотря на их совершенно различное отношение к Китаю и США.

Помимо оборонных связей и Индо-Тихоокеанской интеграции, Индия и Япония могут сотрудничать с Россией в Арктике, где она занимает исключительно важное место в силу географического положения и инфраструктуры, которая в настоящее время развивается на Дальнем Востоке и вдоль Северного морского пути (СМП).

Япония видит большие перспективы, связанные с доставкой грузов в Европу с использованием Северного морского пути и Транссибирской железнодорожной магистрали. Этот маршрут сокращает время транспортировки вдвое по сравнению с южным путем. Если транспортировка груза через Суэцкий канал занимает 57-62 дня, то через СМП – всего 20-27 дней. Соответственно, и транспортные расходы могут быть примерно на 50 процентов ниже.

Со своей стороны, Индия сделала значительные инвестиции в финансовую систему российского Дальнего Востока и в настоящее время стремится привлечь к этим усилиям японских партнеров. Кроме того, могут быть продолжены усилия по организации трехстороннего диалога с Японией и Россией. С этой целью Индия уже провела переговоры с обоими партнерами, хотя они были сосредоточены главным образом на нескольких конкретных торговых вопросах и не носили стратегического долгосрочного характера.

Ключевой проблемой в рамках трехстороннего сотрудничества между Индией, Россией и Японией является тот факт, что Индия поддерживает с каждой из этих стран более тесные связи, чем те, что существуют между ними. Дело в том, что Россия и Япония не только абсолютно по-разному относятся к США и Китаю, но их разделяет также давний территориальный спор из-за Курильских островов. Этот конфликт уходит корнями во времена Второй мировой войны. Четыре южных острова курильской гряды, Итуруп, Кунашир, Хабомаи и Шикотан, оказались в составе России в связи с ее победой над императорской Японией. В настоящее время Москва придает суверенитету над этими территориями особое стратегическое значение, поскольку видит в нем гарантию свободного выхода в открытые воды Тихого океана.

В разное время предпринимались различные попытки разрешить этот спор. Совсем недавно бывший премьер-министр Японии Синдзо Аэ предложил так называемый «план восьмиуровневого финансового сотрудничества», рассчитывая в итоге заключить мирный договор с Россией и, возможно, вернуть Японии утраченные «северные территории». Тем не менее, никаких ощутимых результатов эти усилия не принесли.

Проблема усугубляется тем, что японские частные компании обычно с большой осторожностью воспринимают идею инвестиций в российские проекты. Это объясняется многочисленными противоречиями между российским законодательством и международными нормами, а также риском серьезных убытков в случае попадания под перекрестный огонь западных санкций, введенных в отношении России.

В 2020 году Россия приняла поправки в Конституцию, которые делают принципиально недопустимыми любые территориальные уступки и даже их обсуждение. Это отражает широко распространенное в российском обществе мнение, отвергающее идею отчуждения каких бы то ни было российских территорий, будь то Крым, Курилы или Калининград, по поводу которых существуют противоречия с другими странами.

Совсем недавно Россия заявила, что на Курильских островах, вероятно, будет введен новый режим налоговых льгот и создана свободная таможенная зона, чтобы в течение ближайших пяти лет этот район получил возможность опережающего экономического развития. Россия пригласила все страны, включая Японию, воспользоваться этой возможностью, однако реакция японских властей, средств массовой информации и дипломатов была, мягко говоря, истеричной. Очевидно, что здесь необходим успокаивающий голос посредника, которого обе стороны считают беспристрастным и испытывают к нему доверие.

Нетрудно догадаться, что таким посредником может быть только Индия. Если ей удастся поспособствовать потеплению отношений между Россией и Японией, это будет отвечать целому ряду национальных интересов самой Индии. Помимо появления выгодных финансовых альтернатив для всех трех стран, более прочные связи между Россией и Японией могут дать им дополнительные рычаги влияния в отношениях с Китаем. Любой успех Индии в урегулировании отношений между Москвой и Токио способен значительно повысить ее геополитический статус.

Такие дипломатические инициативы нельзя назвать беспрецедентными для Индии. На протяжении многих лет после обретения независимости она прилагала разнообразные усилия для урегулирования ряда мировых проблем. Особенно значительны были ее достижения в содействии репатриации во время Корейской войны.

Индия может выступать исключительно в качестве посредника между Россией и Японией, если они в этом заинтересованы. Тем не менее, если появится такая возможность, она должна переключить свое внимание на спор о Курильских островах/«северных территориях» и помочь двум странам приблизиться к каким-то вариантам решения, пусть хотя бы промежуточным.

Потенциальная трехсторонняя ассамблея во Владивостоке может стать первым шагом Индии в этом направлении. Успешный дипломатический маневр Нью-Дели в северо-восточной части Индо-Тихоокеанского региона имел бы огромное геополитическое значение.

Источник

Последние новости