Следующая новость
Предыдущая новость

Торговые сети Башкирии: клиент никуда не денется

Торговые сети Башкирии: клиент никуда не денется

Расскажу о странном дефиците востребованных товаров в республике. Как-то для ремонта шкафа искал короткие саморезы в трех строительных супермаркетах. Их не было. Зашел через неделю. «Да, были, — говорят продавцы, — час назад кончились». В два других позвонил, но лишь в одном осталась жалкая горсть.

— Вы же видите, как сметаются маленькие саморезы, в немаленьком городе. Почему вместо трех коробок сразу не закажите 15? Вам надо хотя бы понять, купят эти 15 коробок или нет? Это же не скоропортящееся молоко.

— Нам что делать нечего — по всей номенклатуре точечно высчитывать, — сказала новая продавщица, до нее две другие уволились.

— Но ведь за счет такой «малоценки», если пройтись по всему каталогу товаров, можно увеличить оборот, получить бонус к концу года.

Беруши «Молдекс» заказывают многие аптеки в Туймазах, плотные, отлично изолируют звук при шумных работах. Их тоже надо караулить. По интернету — дорого. Нарезать круги на машине, чтобы беруши стали по цене «золотыми»? А как же шаговая доступность?

— Да, были, — смотрит по компьютеру продавец по всем точкам торговой сети. Через неделю закажем новую партию (8 комплектов).

— Вы будете неделю отвечать людям, что этих беруш нет? Вместо того чтобы заказать 50 комплектов, которые уместятся в маленькой коробочке, а через месяц, возможно, сто, потому что только я беру сразу по пять-шесть упаковок.

— Уважаемый, нам план надо делать...

— Навязывать людям дорогие импортные дженерики? У вас невозможно найти дешевые аспирин, парацетамол, валерианку, пластыри и другие лекарства, хотя вы их получаете...

В сетевой кулинарии к 17:50 заканчивается настоящий «хлеб на камне». Стою в очереди и человек десять получили ответ, что хлеба нет и не будет. А люди только в 18:00 часов заканчивают работу. Менеджер лениво треплется по телефону, жуя жвачку. Она даже не подошла поговорить прожевала только: «Все что есть — на витрине». Ни одна актриса не сможет изобразить этот тоскливый взгляд недооцененности с оттенком презрения туймазинских продавцов.

Парадокс — торговые сети капиталистические, а отношение к людям со стороны молодых втюхивателей — «совковое». Совковый маркетинг: впарить сгущенку вместе с тухлой селедкой (акции), совковое выражение лица. Они привыкли брать только плановые партии, в которых целый ряд товаров продается сразу, а остальное лежит. Никакого анализа. Пипл скушает, никуда не денется.

Месяцев восемь проходил вокруг огромной стопки ДСП с щербинкой и пятном. Она аж засалилась по бокам. А маленьких и более тонких листов всегда не было в продаже, вернее, были по три, но вчера, а сегодня по пять, но очень большие. Не-е, но те, что вчера, по три-и-и!

Куда делись заботливые продавцы (дети владельцев небольших магазинчиков), которые наперебой предлагали: «Вам нужно именно это? Достанем через два дня без дополнительной наценки. Просто позвоните завтра». А нет больше в Башкирии уютных местных магазинчиков. Их задавили торговые сети-монстры, в которых охрана унизительно обыскивает пенсионеров.

В Туймазах все прошло по схеме «три акции подряд» со сниженными почти на 20 процентов ценами (потом цены подпрыгнули). Но полгода хватило, чтобы разоренные предприниматели сдали свои точки в аренду сети «Красное и белое». Оказывается, в больших городах, кроме спиртного там продают много продуктов, но в Башкирии, в основном, «огненную воду» и винные концентраты в картоне.

— Шаговая доступность, это вообще о чем? — спрашиваю знакомого товароведа на пенсии. — Если многие выходят с полупустыми корзинами и едут в следующий маркет, потом в следующий. Почему сетевые магазины так работают?

— Менеджеры сетевых точек — просто поток низкооплачиваемых, часто меняющихся, случайных людей с зарплатой 37 тысяч рублей в месяц. Большинство из них отбыли номер в похожих сетях, получив «первоначальный опыт». На деле их учили уловкам, а не продажам, это лишь контролеры, принимающие контрактные поставки. Им сбрасывают тот товар, производители которого согласились на маленькую выручку. При этом сетевики накручивают себе 500-процентную прибыль.

Господина клиента больше нет, есть статистическая масса потребителей, у которой не осталось выбора, кроме пяти-шести сетей в округе, продающих почти одно и тоже.

Источник

Последние новости