Российское правительство силой заткнуло рот оппозиции, одобрило денежные выплаты потенциальным избирателям и сделало почти невозможным мониторинг голосования. Эти меры приняты в преддверии предстоящих в следующем месяце парламентских выборов, которые, как предупреждает оппозиция, будут сопровождаться масштабными фальсификациями.
«Единая Россия», правящая партия, поддерживающая Владимира Путина на протяжении почти всего его многолетнего правления, как ожидается, сохранит большинство мест в следующем составе Государственной Думы, хотя социологические опросы ВЦИОМ свидетельствуют о том, что лишь 26 процентов россиян готовы проголосовать за эту партию. Этот показатель никогда еще не падал так низко с 2008 года.
Критики Кремля заявляют, что у правительства нет иного выбора, кроме как раздавать одноразовые денежные подачки, чтобы компенсировать отсутствие энтузиазма у избирателей и обеспечить победу, к которой так привыкла правящая партия. Между тем, показатели Коммунистической партии Российской Федерации, оппозиционной партии, которая часто голосует так же, как и «Единая Россия», поднялись в опросах общественного мнения, и многие наблюдатели считают, что коммунисты являются вероятными получателями протестных голосов.
Путин по-прежнему остается намного более популярным, чем «Единая Россия». Он отказался вступать в партию, по всей вероятности, чтобы не портить репутацию и не снижать рейтинг общественной поддержки. Однако, он выступил на партийной конференции на прошлой неделе и пообещал денежные выплаты военнослужащим и пенсионерам в преддверии выборов, призвав к аналогичным мерам в отношении семей с детьми. Хотя эти предложения напрямую не связаны с голосованием, многими они рассматриваются как простой, хотя и дорогостоящий, способ подстегнуть показатели поддержки.
«Тонко завуалированный подкуп избирателей, всевозможные манипуляции, мобилизация административного ресурса и преследование критиков режима — такова предвыборная тактика Путина и его партии в 2021 году, – написал оппозиционный политический комментатор Федор Крашенинников, который недавно уехал в Европу, поскольку, по его словам, ощущал в России давление со стороны властей. – Все, что Владимир Путин может предложить избирателям, – это страх, принуждение и немного денег».
Между тем, в законодательство были внесены поправки, затрудняющие мониторинг голосования. Выборы пройдут в течение трех дней, с 17 по 19 сентября, вместо одного дня, что затруднит наблюдателям контроль соответствия количества реально проголосовавших избирателей с цифрами, публикуемыми «Единой Россией». В отличие от прошлых лет, запрещена открытая трансляция видеозаписей с местных избирательных участков.
Кроме того, НПО «Голос», которая способствовала выявлению нарушений на выборах 2011 года и других выборах в прошлом, недавно была объявлена «иностранным агентом». «Это является серьезным сигналом о готовящихся масштабных фальсификациях», – заявил один и лидеров организации «Голос» Григорий Мельноньянц.
В свою очередь, Элла Памфилова, бывший правозащитник, ставшая главой Центральной избирательной комиссии России, заявляет, что доступ к камерам на избирательных участках заблокирован с целью профилактики кибератак. Это объяснение было встречено журналистами и оппонентами Кремля с явным скептицизмом. «Коллеги, как можно делать такие сравнения? – сказала она в ответ на вопрос по поводу доступа к видеозаписям с камер в прошлые годы. – Это разные эпохи, тогда и в помине не было никаких кибератак и кибервойн, с которыми мы имеем дело сейчас».
Тем временем, видные противники Путина посажены за решетку, либо выдворены из страны, а большинству из тех, кто остался, власти запретили участвовать в выборах или сказали, что они не могут баллотироваться из-за своих связей с экстремистскими силами.
«Всех разогнали», – заявила Анастасия Брюханова, оппозиционный кандидат в одном из северных округов Москвы, где, вероятно будет сильное протестное голосование за нее и нескольких других либеральных кандидатов. Она считает, что ей посчастливилось попасть в избирательный бюллетень как благодаря активному сбору средств, так и недостаточной известности. «Меня хорошо знают в Москве. Но на этих выборах решения принимаются непосредственно Кремлем, а я сомневаюсь, что они там слышали о девушке по имени Анастасия Брюханова».
Читайте также
Последние новости