Хотя российское правительство, по мнению многих, демонстрирует впечатляющие возможности вмешательства в выборы других стран, эти способности недостаточно используются, когда речь идет о внутренних выборах в самой России. Зачем прилагать хитроумные усилия, если можно просто нагло фальсифицировать результаты?
Так, 16 сентября, печально известные российские предвыборные манипуляции зафиксировали новый рекорд, когда вскрылись массовые мошенничества на Дальнем Востоке. Губернаторская гонка в Приморском крае, в которой действующий губернатор Андрей Тарасенко состязался с претендентом от коммунистической партии Андреем Ищенко, сопровождалась фальсификацией протоколов избирательных участков в последнюю минуту. Тарасенко, который отставал от соперника после подсчета 95 процентов бюллетеней, внезапно опередил Ищенко с 49,55 против 48,06 процентов голосов.
Подпись к изображению: Андрей Ищенко, кандидат в президенты от коммунистов, выступает перед своими сторонниками во Владивостоке
Россия гордится своей хитроумной общенациональной системой голосования. Локальные протоколы направляются в компьютерную сеть и публикуются избирательным участком на веб-сайте Центральной избирательной комиссии. Таким образом, в системе существует определенная степень прозрачности, что, разумеется, не мешает обычной практике, включая использование административных ресурсов, многократное голосование и покупку голосов, которая уже давно превратилась в часть российского избирательного процесса.
Однако, иногда даже проверенные методы не срабатывают. Столкнувшись с перспективой неизбежной победы кандидата от оппозиции, местные избирательные органы прибегли к отчаянным мерам: фабрикации протоколов голосования. Беспристрастная компьютерная система сразу же разоблачила мошенничество, причем ряд избирательных участков неожиданно показали, что Тарасенко набрал 95 процентов голосов, а некоторые продемонстрировали ошеломляющий успех – 100 процентов.
Тот факт, что Тарасенко не сумел победить в первом туре, состоявшемся 9 сентября, широко воспринимался как неудача Путина и его партии «Единая Россия». Популярность Путина в течение нескольких месяцев снижается. Вялые экономические показатели подорвали политическую легитимность режима. Непопулярные пенсионные реформы вызвали волну протестов по всей России. Провал Тарасенко на выборах стал знаком, хотя и предварительным, свидетельствующим о пробуждении общества ото сна.
Путин поспешил на помощь своему кандидату, попавшему в беду. Во Владивостоке на Восточном экономическом форуме президент публично одобрил кандидатуру Тарасенко, сказав ему, что «все будет хорошо». Фабрикация протоколов голосования показывает, что Путин знал, что имеет в виду. Но грубость этого мошенничества вышла за все рамки. Ищенко призвал своих сторонников к протесту и объявил голодовку.
Почему кто-то пошел на столь грубую, невероятно бесстыдную, и в то же время глупую фальсификацию выборов? Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что мошенничество было местной инициативой, возглавляемой чиновниками, которые были ошеломлены тем, что грозило стать сенсацией национального масштаба. Местные манипуляции выборами не являются в России неслыханным явлением. Это стандартная практика, например, в Чечне. Но тот факт, что мошеннические выборы сейчас происходят по всей России — от Чечни до Дальнего Востока – сам по себе говорит о том, насколько глубоко прогнила система власти.
Возмущенные подлогом, федеральные избирательные органы 19 сентября постановили признать результаты выборов недействительными и провести новые выборы. Глава Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова пообещала «безжалостно аннулировать» любые выборы, где будут выявлены признаки мошенничества. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков поддержал ее решение, добавив, что сам Путин часто говорил о «приоритетной важности чистых и справедливых выборов». Новые выборы должны состояться в декабре, и они могут все же привести к победе Тарасенко и «Единой России». Если нет, почему бы не попробовать еще раз? Партия Путина вполне может победить рано или поздно. Тем временем, кандидат Путина сохраняет свою должность исполняющего обязанности губернатора.
Фиаско в Приморском крае совпадает с важной годовщиной. Тридцать лет назад Михаил Горбачев ввел демократические процедуры выборов, что привело к резкому развалу правящей коммунистической партии. Именно Горбачев впервые открыл Приморский край для внешнего мира, намекнув, что наступит день, когда этот регион будет выглядеть как Калифорния. Ирония истории заключается в том, что тридцать лет спустя преемница Коммунистической партии Советского Союза, коммунистическая партия России, была лишена победы правящим режимом, делающим Приморский край больше похожим на Чечню, чем на Калифорнию.
Это потеря для Путина. Опора на мошенничество подрывает легитимность власти. Нелегитимное правительство, поддерживаемое, прежде всего, механизмом государственных репрессий, может продержаться довольно долгое время, но негодование общества никуда не исчезнет. Владивосток находится в семи часовых поясах от Москвы, слишком далеко, чтобы нанести серьезный удар по российской власти. Но даже несмотря на всю социальную апатию, ропот россиян отчетливо слышен. Демократические перемены, как долгожданный рассвет, могут прийти с Дальнего Востока.
Читайте также
Последние новости