Недавно исполнилось 75 лет с тех пор, когда немецкий город Дрезден был до основания разрушен британскими и американскими бомбовыми ударами. По меньшей мере 25 тысяч человек, большей частью гражданских, были убиты в результате нескольких рейдов, в которых участвовали более 1200 тяжелых бомбардировщиков, обрушивших на город тысячи тонн взрывчатки и зажигательных веществ. Семь лет потребовалось только для того, чтобы разобрать завалы.
Разрушение Дрездена, культурного центра, известного на весь мир своими великолепными архитектурными ансамблями в стиле барокко, долгое время вызывало непримиримые разногласия. Согласно официальным отчетам британских и американских военных, операция была необходима для того, чтобы ускорить крах Третьего Рейха. Примечательно, что это объяснение перекликается с заявлениями США по поводу сброса атомных бомб на японские города Хиросиму и Нагасаки в августе 1945 года.
Впрочем, критики этой версии утверждают, что массовые бомбардировки Дрездена не имели существенного военного значения и не способствовали скорейшей победе над нацистской Германией. Другими словами, это был абсолютно бессмысленный террористический акт – военное преступление, совершенное англичанами и американцами. При этом военные эксперты и историки отмечают, что большинство промышленных объектов на окраинах этого прекрасного города практически не были затронуты бомбовыми ударами. Говорят, что британский лидер Уинстон Черчилль даже выражал сомнения по поводу этой и некоторых других неизбирательных бомбардировок гражданских объектов в Германии.
В свою очередь, ярые защитники террористической кампании союзников заявляли, что она была призвана окончательно сломить моральный дух Германии. Классический пример ситуации, когда цель оправдывает средства, какими бы отвратительными они ни являлись.
В то время звучали также заявления о том, что выведение из строя нацистских коммуникаций и транспортных линий должно было способствовать успешному наступлению Красной Армии. Однако, есть все основания полагать, что тотальное уничтожение города Дрездена объясняется другой, более зловещей причиной. Это был не столько террористический акт, нацеленный на нацистскую Германию, сколько маниакальная демонстрация силы Советскому Союзу.
В памятке для пилотов британских ВВС по поводу операции в Дрездене было сказано, что она «заодно покажет русским, когда они придут, на что способно Бомбардировочное командование».
К середине февраля 1945 года положение на западном и восточном фронтах Второй мировой войны было таково, что сухопутные войска США и Великобритании еще не вошли на территорию Германии, в то время как советская Красная Армия пересекла реку Одер и уже находилась всего в 70 километрах к востоку от Берлина, логова Третьего Рейха. Наступление Советов было столь стремительным и неудержимым, что западные союзники обоснованно опасались, что Красная Армия может захватить всю территорию Германии.
Вместо того, чтобы помогать советским войскам, американская и британская авиация начала бомбить Дрезден, Лейпциг и другие города на востоке Германии. Представляется весьма правдоподобным, что этой акцией, как уже было сказано, западные союзники намеревались продемонстрировать Москве свою несокрушимую военную мощь. И не только военную мощь, но и готовность уничтожать врага любыми средствами, не считаясь с последствиями.
Здесь можно увидеть прямую аналогию с атомной бомбардировкой Японии. В ходе Потсдамской конференции в июле 1945 года, после окончательного разгрома нацистской Германии и раздела Берлина, когда западные союзники получили частичный контроль над столицей Третьего Рейха, которая находилась далеко от их линии фронта, американский президент Гарри Трумэн не мог удержаться от того, чтобы бросить Сталину зловещий намек по поводу недавно приобретенного Америкой оружия – атомной бомбы.
Как и в случае с британскими бомбовыми ударами по Дрездену и другим немецким городам, с военной точки зрения, в ядерной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки 6 и 9 августа не было практически никакого смысла. Смерть 200 тысяч мирных жителей в атомном аду не была продиктована военной необходимостью и не приблизила победу над имперской Японией. Более того, высокопоставленные военачальники, генералы Макартур и Эйзенхауэр даже пытались отговорить президента Трумэна от этого шага.
Итак, если в бомбардировке Хиросимы или Нагасаки не было никакой военной необходимости, и она не могла ускорить завершение войны на Тихом океане, зачем же тогда это было сделано? Как и в случае с Дрезденом, речь идет о чудовищном террористическом акте, демонстрации военной мощи со стороны западных держав, целью которой было дать понять Советскому Союзу, что они готовы применить любые средства ради победы в грядущей послевоенной геополитической конфронтации, которая позже вошла в историю как холодная война.
Согласно некоторым источникам, когда на Японию были сброшены атомные бомбы, Сталин был охвачен ужасом, узнав о невиданной сокрушительной силе нового оружия. Советский Союз разработал собственную атомную бомбу только в 1949 году.
Целью террористической атаки против мирного населения Хиросимы и Нагасаки, судя по всему, было предотвращение наступления Красной Армии на Корейском полуострове и дальнейшего возможного удара по Японии. Американские войска находились гораздо дальше от зоны конфликта по сравнению с советскими, но после атомной бомбардировки они были спешно передислоцированы, чтобы взять под контроль обе восточно-азиатские страны в послевоенный период. Во многом это похоже на территориальные завоевания, которые ранее приобрели западные союзники в побежденной нацистской Германии.
Таким образом, противоречия этического характера относительно бомбардировок англичанами и американцами немецких и японских городов выходят далеко за рамки спора о правомерности или неправомерности массового убийства людей во имя предполагаемого завершения войны. Эта нравственная дилемма сама по себе практически неразрешима, но если взглянуть на общую картину, все обстоит значительно хуже. Речь идет о холодном и расчетливом применении террора, о геноциде, направленном не на прекращение войны, а на демонстрацию геополитической мощи будущему предполагаемому противнику послевоенной эпохи. То есть, это был террор ради террора, зло во имя зла, не больше и не меньше.
И последнее замечание: сейчас становится модным фальсифицировать победу СССР над нацистской Германией, утверждая, что Красная Армия была оккупантом и принесла Европе тиранию после окончания Второй мировой войны. Достаточно сказать, что если бы Советы совершили хотя бы небольшую часть тех преступлений, которые фактически были совершены англичанами и американцами, бомбившими мирных жителей Германии и Японии, оглушительным обвинениям со стороны Запада в отношении Москвы не было бы конца до сегодняшнего дня, а возможно, и в ближайшие десятилетия.
Читайте также
Последние новости