Следующая новость
Предыдущая новость

Связь между геополитическими устремлениями НАТО в сфере энергетики и разгоревшимся конфликтом на Кавказе

19.10.2020 12:17
Связь между геополитическими устремлениями НАТО в сфере энергетики и разгоревшимся конфликтом на Кавказе

Как гласит старая мудрость, события геополитической важности редко являются невинным стечением случайных обстоятельств. Давайте рассмотрим несколько последних политических катаклизмов. Во-первых, можно наблюдать усиление давления на Германию и Европу с целью заставить их отказаться от завершения строительства газопровода «Северный поток-2», а странное дело в отношении предполагаемого отравления Навального стало удобным поводом для прикрытия шагов, которые в ином случае стали бы беспрецедентным отступлением в стратегической торговле энергоносителями.

И вот теперь еще возобновился вооруженный конфликт между Арменией и Азербайджаном по поводу спорного анклава Нагорный Карабах.

Помимо прочего, ключевым фактором во всем этом является стремление НАТО под руководством США реализовать свои давние планы по расширению военного альянса за счет стран Кавказа и Центральной Азии, расположенных вдоль южной периферии России.

Политолог Рик Розофф комментирует, что обострение нагорно-карабахского конфликта полностью вписывается в долгосрочную программу Турции по вступлению Азербайджана в НАТО. Он говорит, что Анкара пытается добиться разрешения нагорно-карабахского конфликта в пользу Азербайджана, посредством чего последний отвоевывает свои исконные территории у армян.

Для того чтобы НАТО могло продвинуться вперед в решении вопроса о присоединении Азербайджана к альянсу, необходимо урегулировать давний замороженный конфликт между Азербайджаном и Арменией. В последний раз обе стороны воевали в 1988–1994 годах, и с тех пор между ними регулярно происходят столкновения на границах. В конце прошлого месяца конфликт разгорелся с новой силой из-за недавнего всплеска воинственной риторики у азербайджанского руководства и их турецких покровителей по поводу возвращения суверенных земель.

Розофф полагает, что здесь можно провести аналогию с другими замороженными конфликтами на постсоветском пространстве — в Южной Осетии, Абхазии и Приднестровье. Для того, чтобы включить в НАТО Грузию и Молдову, чего этот военно-политический блок и намеревается сделать, необходимо взятие под контроль этими странами своих сепаратистски настроенных регионов. Короткая война 2008 года между Грузией и Южной Осетией — когда первая напала на последнюю, но ее наступление было отражено российскими войсками — была вызвана стремлением НАТО привлечь в свои ряды Грузию.

Нынешняя аналогия с Азербайджаном заключается в том, что это государство пытается решить проблему Нагорного Карабаха при подстрекательстве являющейся членом НАТО Турции, стремящейся открыть ему двери для вступления в северо-атлантический блок. Турция уже давно поддерживает Азербайджан, рассматривая его в качестве «очередного члена НАТО». Значительное увеличение Анкарой военных поставок в Азербайджан является частью процесса приведения страны-кандидата к стандартам НАТО.

Но экспансионизм НАТО — это не просто милитаризм ради милитаризма. Да, безусловно, размещение американских ракет в «подбрюшье» России является желательным для Запада шагом в соперничестве великих держав.

Между тем, существует вполне конкретная и столь же важная по своей значимости стратегическая цель — замена российских (и иранских) поставок энергоносителей в Европу альтернативным маршрутом с юга. Нефтегазовые месторождения Каспия давно не дают никому покоя. Их захват был одной из главных целей гитлеровского вермахта в ходе боевых действий на территории СССР.

Транскаспийский газопровод, как предлагается, обеспечит поставки природного газа из Туркменистана и Казахстана через хаб Баку, имеющий важное значение, в Турцию, откуда он будет распределяться по существующим трубопроводным сетям в страны Центральной Европы. При прогнозируемых годовом объеме поставок в 30 миллиардов кубометров газа Каспийский трубопровод может стать существенной заменой проекта «Северный поток-2» (с 55 миллиардами кубометров газа в год). Используемое как удобный повод предполагаемое отравление российского блогера Алексея Навального, которому многие европейские лидеры поют дифирамбы, похоже, прокладывает путь к срыву проекта «Северный поток-2».

Вашингтон и его трансатлантические союзники в Европе, несомненно, приветствовали бы завершение строительства Транскаспийского газопровода как средства для ослабления роли России в качестве поставщика газа в Европу.

Чтобы гарантировать безопасность этого альтернативного маршрута и утрясти все политические проблемы на пути его реализации, НАТО крайне необходимо укрепить свои отношения с ключевыми странами — Азербайджаном, Туркменистаном и Казахстаном. По этой причине североатлантический альянс начал обхаживать эти государства как потенциальных кандидатов на вступление.

Главное, что Турция намеревается получить от этого, так это усиление своего геополитического влияния на Кавказе и за его пределами, взяв на себя роль связующего звена между Европой и Азией. Кроме того, это даст возможность получать большие сборы за транзит энергоресурсов в континентальную Европу. Анкара уже пользуется преимуществами ​​своего положения связника в отношении поставок российского газа в Европу через коридор «Турецкий поток». Но для Эрдогана, отличающегося вероломством сродни Макиавелли, удар по российскому «Северному потоку-2» делает Анкару главным выгодоприобретателем от увеличения совокупной пропускной способности Южного энергетического коридора.

Турция вряд ли захочет ввязываться в полномасштабную войну на Кавказе, тем более с участием в ней России. Поэтому недавние попытки России выступить посредником в деле заключения мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном по Нагорному Карабаху получили условную поддержку Анкары.

Тем не менее, все это — более широкие стратегические цели дальнейшего расширения НАТО на Кавказе и в Центральной Азии и стремление заменить поставки российских энергоресурсов в Европу Каспийской альтернативой — означает, что возобновившийся конфликт в Нагорном Карабахе может перерасти в длительную прокси-войну низкой интенсивности.

Действительно, политолог Рик Розофф прогнозирует, что нынешняя война приведет к возобновлению конфликтов в Грузии и Южной Осетии, Абхазии и Приднестровье. Там тоже геополитические устремления блока НАТО, добивающегося получения преимуществ над Россией, загоняя, тем самым, в тупик рынок стратегических поставок энергоносителей в Европу, явно проявляются в полной мере.

Страны должны остерегаться стать пешками в руках НАТО. За это придется заплатить большую цену.

Источник

Последние новости