В своей «исторической» внешнеполитической речи, произнесенной 4 февраля в Государственном департаменте США, президент Джо Байден провозгласил: «Америка вернулась. Дипломатия снова в центре нашей внешней политики». На прошлой неделе эта максима подверглась проверке и не выдержала ее.
Внешняя политика США в отношении России создает впечатление непоследовательности и запутанности, поскольку дипломатия, особенно в последнюю неделю, начиная с 13 апреля, приняла зигзагообразный курс. Следует напомнить, что Вашингтон негласно поощряет Киев, демонстрирующий растущую воинственность на линии соприкосновения с самопровозглашенными Донецкой и Луганской народными республиками.
Постоянно подтверждая «непоколебимую приверженность Соединенных Штатов суверенитету и территориальной целостности Украины», а также выражая крайнюю озабоченность в вязи с «внезапным наращиванием Россией военной мощи на границах Украины и в оккупированном Крыму», администрация Байдена неуклонно укрепляет военный потенциал Украины, чтобы спровоцировать Россию на ответные действия.
По оценкам Москвы, Вашингтон хотел создать взрывоопасную ситуацию, аналогичную той, что возникла в 2008 году в Грузии. Известно, что тогда американцы активно подталкивали Тбилиси к войне с отколовшимися Абхазией и Южной Осетией. Это нападение вполне ожидаемо привело к конфликту с Россией. Поэтому 7 апреля 2021 года Кремль предупредил, что Россия будет держать наготове войска вблизи границы с Украиной и может принять соответствующие «меры», если возникнет ситуация, угрожающая Донбассу или Крыму.
Совершив разворот на 180 градусов по сравнению с политикой президента Обамы, который стремился не провоцировать Россию, администрация Байдена начала поставлять Украине летальные вооружения, что дополнительно укрепило боевой дух реваншистски настроенных украинских националистов-неонацистов. На самом деле, Соединенные Штаты прекрасно понимают, что украинская проблема задевает фундаментальные интересы России, и Москва здесь не уступит ни при каких обстоятельствах. Проще говоря, в случае присоединения Украины к НАТО, территория альянса расширится непосредственно до границ России.
Таким образом, объявив в начале апреля о проведении крупномасштабных учений совместно с силами НАТО, Киев демонстративно проигнорировал неоднократные предупреждения Кремля о том, что любое развертывание сил НАТО на территории Украины будет воспринято как угроза стабильности вблизи российской границы. Кроме того, 9 апреля Турция сообщила, что два американских военных корабля пересекут пролив Босфор, войдут в Черное море, где они будут находиться до 4 мая.
Итак, Вашингтон, вне всяких сомнений, втягивает ЕС и НАТО в свою стратегию сдерживания России. И вот, на фоне этой растущей напряженности 13 апреля Джо Байден позвонил российскому президенту Владимиру Путину. Согласно сообщению Кремля, Байден выразил заинтересованность во взаимодействии с Россией по наиболее острым проблемам, таким как «обеспечение стратегической стабильности и контроля над вооружениями, иранская ядерная программа, ситуация в Афганистане и глобальные климатические изменения». В изложении Белого дома Байден предложил встречу в третьей стране в ближайшие месяцы для обсуждения «всего спектра проблем», стоящих перед США и Россией.
Остается загадкой, какими соображениями руководствовался при этом Байден, поскольку спустя всего два дня, 15 апреля, Госдепартамент США объявил о подписании Указа, предусматривающего введение дополнительных санкций против России. Министерство финансов уже выпустило директиву, запрещающую американским финансовым структурам инвестиции на первичном рынке российских государственных облигаций, независимо от того, номинированы они в рублях или иной валюте. Это решение явно направлено на ослабление и разрушение российской национальной валюты. Кроме того, из Соединенных Штатов были выдворены 10 российских дипломатов.
Таким образом, либо у Байдена случился провал в памяти, и он просто забыл, что собирается подписать этот указ, когда звонил Путину и изображал доброго дядю, или он попросту лицемерил. Любопытно, что этим указом предусмотрена передача Госдепартаменту дополнительных полномочий, то есть права действовать на свое усмотрение в случае необходимости принять новые санкции в будущем. Это странное поведение Байдена вызвало многочисленные спекуляции в СМИ. Некоторые даже говорят, что он вообще не контролирует политику в отношении России, поскольку это прерогатива «глубинного государства».
Однако, Москва отреагировала довольно резко. Официальный представитель Министерства иностранных дел Мария Захарова предупредила, что «враждебные шаги Вашингтона повышают уровень конфронтации до опасной черты» и что единственным правдоподобным объяснением такого странного поведения может быть то, что США «не готовы принять объективную реальность существования многополярного мира, в котором невозможна тотальная американская гегемония. Америка делает ставку на санкционное давление и вмешательство в наши внутренние дела».
Однако, затем последовал еще один сюрприз: в течение нескольких часов, в тот же день 15 апреля, Байден предстал перед журналистами, чтобы сделать заявление о Путине и России, которое, по всей видимости, следует считать примирительным. Он сказал: «Соединенные Штаты не стремятся к новому циклу эскалации конфликта с Россией. Мы хотим стабильных, предсказуемых отношений… Когда я говорил с президентом Путиным, я выразил уверенность в том, что личные контакты между нами будут иметь большое значение для продвижения вперед к более эффективным отношениям».
«Сейчас не время для эскалации. Путь вперед лежит через продуманный диалог и дипломатический процесс. Соединенные Штаты готовы к конструктивному взаимодействию. Мой вывод таков: там, где сотрудничество с Россией отвечает интересам Соединенных Штатов, мы должны и будем сотрудничать. А там, где Россия пытается подорвать наши интересы, мы будем реагировать соответствующим образом», – добавил Байден.
Однако, как выяснилось, эти слова были предназначены исключительно для того, чтобы «подсластить горькую пилюлю». Суть политики Байдена в том, что Россия должна с благодарностью принять санкции и просто смириться с тем, что Соединенные Штаты будут с ней сотрудничать только в том случае, если это сотрудничество будет в их интересах.
На фоне таких явных разногласий потепление между Соединенными Штатами и Россией едва ли можно назвать реалистичным сценарием. Маловероятно, что Москва готова поступиться своими фундаментальными интересами. С другой стороны, Байден знает, что участие России является необходимым для решения многих глобальных проблем, причем в такой степени, что он может захотеть ослабить напряженность. Действительно, нельзя полностью исключать перехода к более прагматичным рабочим отношениям, поскольку в Вашингтоне полностью осознают, что Россия также заинтересована в ослаблении напряженности с Западом, принимая во внимание проблемы, с которыми Кремль сталкивается в национальной экономике, а также его усилия по достижению стабильности на Ближнем Востоке.
Проще говоря, нынешняя напряженность может иметь непредсказуемые последствия. У обеих сторон имеется свобода маневра для взаимодействия по таким проблемам как стратегическая стабильность и контроль над вооружениями, иранская ядерная программа, Афганистан и климатические изменения. В конце концов, ведь Россия также стремится быть полноправным игроком на мировой арене. Однако, саммит на высшем уровне не принесет существенных результатов, если ему не будет предшествовать адекватная подготовка и углубленный обмен мнениями относительно интересов и озабоченностей каждой стороны. А между тем, нынешнее состояние двусторонних отношений не позволяет вести конструктивную дипломатическую работу.
В качестве ответа на недружественные шаги Вашингтона, Москва уже объявила персонами нон грата восемь нынешних и бывших американских должностных лиц и выдворила десять дипломатов. Очевидно, что, как сказано в заявлении России, это было «лишь малой частью возможностей, которые имеются в нашем распоряжении». Тем не менее, Государственный департамент США немедленно выразил сожаление по поводу этой реакции, «направленной в сторону эскалации», и предупредил о возможной ответной реакции. По сути, Соединенные Штаты настаивают на своей прерогативе вводить любые санкции по собственному усмотрению, но Россия при этом не имеет права на адекватный ответ.
Как долго будет продолжаться эта пантомима под видом дипломатии, пока трудно сказать. Скорее всего, не следует питать слишком больших надежд. Очевидно, что администрация Байдена не заинтересована в использовании дипломатии для того, чтобы ослабить союз между Россией и Китаем, как советовал Киссинджер, с тем, чтобы изолировать и окружить своего главного соперника на мировой арене. Вместо этого Байден рассчитывает, что Россия просто покорится американскому давлению и по требованию Вашингтона откажет Китаю в «стратегической глубине».
Однако, подчинится американской гегемонии Россия, страна, которая выстояла против Наполеона и Гитлера? Можно с уверенностью сказать, что этого не будет никогда. Таким образом, украинская проблема остается «пороховой бочкой» которая может взорваться в любой момент и стать рваной раной на теле России, очернить и ослабить ее. Собственно говоря, именно это и являлось главной целью смены режима в Киеве во время цветной революции 2014 года, организованной чиновниками из Госдепартамента США, включая Викторию Нуланд, которая теперь время вновь всплыла в качестве заместителя госсекретаря по политическим вопросам в администрации Байдена.
Читайте также
Последние новости