Следующая новость
Предыдущая новость

Stratfor: На данный момент Россия и Китай сотрудничают, а не соперничают в Центральной Азии

13.03.2018 13:48
Stratfor: На данный момент Россия и Китай сотрудничают, а не соперничают в Центральной Азии

На протяжении многих столетий Центральная Азия была полем битвы между внешними силами, такими как персы и монголы или царская Россия и Британская империя. Этот регион, который представлял собой крупный транзитный узел еще со времен Великого Шелкового пути, стал еще более привлекательным для иностранных государств после открытия там значительных запасов нефти, природного газа и других полезных ископаемых.

Через четверть века после распада Советского Союза, безопасность в Центральной Азии стала проблемой первостепенной важности, которая привлекла внимание двух гигантских соседних держав, России и Китая. Однако, хотя их сферы влияния пересекаются в этом регионе, пока взаимодействие Москвы и Пекина в основном характеризуется сотрудничеством, а не соперничеством – по крайней мере, во всем, что касается проблем безопасности.

Пять государств Центральной Азии в постсоветскую эпоху испытали серьезные потрясения, включая гражданскую войну в Таджикистане, две революции в Кыргызстане и насильственные протесты в Казахстане. Регион также продемонстрировал свою крайнюю уязвимость перед исламистскими военизированными группировками. Так, например, в конце девяностых и начале нулевых годов Исламское движение Узбекистана осуществляло теракты и нападения по всей территории Центральной Азии, пока власти не вытеснили его в приграничные районы между Афганистаном и Пакистаном. Считается, что тысячи боевиков из центральной Азии сражаются в составе террористической организации ДАИШ в Сирии. Выходцы из Центральной Азии неоднократно устраивали теракты за границей, в таких городах как Санкт-Петербург, Стокгольм, Стамбул и Нью-Йорк.

Для России эти угрозы слишком близки и серьезны, чтобы чувствовать себя комфортно, и Москва сделала безопасность в регионе одним из своих первостепенных приоритетов. В прошлые столетия, начиная с восемнадцатого века, Россия решала проблему внешней угрозы для своей центральной части, включающей Москву и Санкт-Петербург, которая не имела естественных барьеров для защиты от вторжения, за счет экспансии в Центральной Азии, создания крепостей и военных баз во всем регионе.

В советский период среднеазиатские социалистические республики служили критически важным военным форпостом для Москвы, который стал основной базой для вторжения в Афганистан в 1979 году. Сегодня Россия по-прежнему располагает военными объектами в Кыргызстане и Таджикистане, которые, как и Казахстан, являются членами Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), военного альянса во главе с Россией.

Москва сохраняет свое присутствие в этом районе, чтобы обеспечить свою безопасность и не позволить исламскому экстремизму распространиться на южные области России. Являясь основным направлением массовой трудовой миграции из Центральной Азии, она уже не раз подвергалась террористическим актам со стороны выходцев из этого региона. Кроме того, страны Центральной Азии служат главным транзитным каналом для ввоза наркотиков из Афганистана в Россию. Москва тесно сотрудничает с правительствами центральноазиатских государств в области борьбы с терроризмом и распространением наркотиков, а также в обеспечении пограничной безопасности. В регионе часто проходят совместные военные учения, как на двусторонней основе, так и в рамках ОДКБ. Кроме того, Россия является главным поставщиком оружия для всех стран Центральной Азии.

Как и Россия, Китай рассматривает стабильность в Центральной Азии как важнейший приоритет национальной безопасности. Этот регион служит не только важной буферной зоной, отделяющей Китай от близлежащих очагов насилия, он также является домом для обширной этнической уйгурской диаспоры и коридором для уйгурских боевиков, возвращающихся в Китай из Афганистана или с Ближнего Востока. Хотя Пекин всегда ориентируется на Москву, планируя свою деятельность в сфере обороны и безопасности в этом регионе, постепенно Китай становится все более активным. Речь идет о его совместных военных и контртеррористических учениях со странами Центральной Азии. Кроме того, Пекин оказал помощь этим странам в обеспечении безопасности границ, предоставив финансирование и построив контрольно-пропускные пункты. И, наконец, за пределами бывшего Советского Союза китайские войска проводят вместе с вооруженными силами Афганистана рейды, направленные против контрабанды и наркотрафика.

Однако, главная причина интереса Китая к Центральной Азии, разумеется, экономическая. Огромные энергетические и минеральные ресурсы региона обусловили китайские инвестиции в крупные трубопроводы и инфраструктурные проекты во всех пяти странах Центральной Азии. Исключительно выгодное географическое положение делает их привлекательными в качестве торговых путей для Китая, наличие которых снизило бы его зависимость от ситуации на восточном побережье. С этой целью Китай сделал Центральную Азию ключевым компонентом своей инфраструктурной инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП). Эти проекты создают мощную мотивацию для стремления Пекина к поддержанию мира и стабильности в Центральной Азии.

Несмотря на растущее внимание Китая к проблемам безопасности в Центральной Азии, он успешно избегает риска ухудшения отношений с Россией, традиционно исполняющей роль гаранта безопасности в Центральной Азии. Отсутствие напряженности между ними обусловлено отчасти общей стратегической обстановкой, которая привела к беспрецедентному сближению между Китаем и Россией. Обе страны в одинаковой степени стремятся противодействовать нынешнему миропорядку во главе с Соединенными Штатами, устанавливая собственные нормы и правила обеспечения глобальной безопасности. Преследуя подобные цели, Москва и Пекин пришли к сотрудничеству по многим сложным вопросам во всем мире. В частности, в Центральной Азии, они разделяют стратегическую заинтересованность в поддержании стабильности и предотвращению перемещения через их границы оружия, наркотиков и боевиков различных исламистских террористических организаций.

В настоящее время многие страны региона проводят совместные антитеррористические учения, как с Россией, так и с Китаем. Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан, в сущности, уже присоединились к этим двум державам в Шанхайской организации сотрудничества, которая является платформой для диалога по проблемам Центральной Азии и проведения регулярных контртеррористических учений с участием стран-членов организации.

Однако, Китаю удалось не допустить возникновения напряженности в отношениях с Россией в Центральной Азии еще и потому, что он был готов уступить Кремлю лидерство в вопросах обеспечения региональной безопасности. В отличие от России, Китай не располагает военными базами и не имеет войск, перманентно дислоцированных в Центральной Азии, и в ближайшее время не проявляет такой заинтересованности. Так, недавно Пекин категорически опроверг сообщения о том, что он строит базу для афганских войск вблизи таджикско-афганской границы. Аппетит Кремля к развертыванию своих войск за рубежом, значительно превосходит китайский, по крайней мере, на данный момент.

Несмотря на мирное разделение труда, которое имеет место в настоящее время, в долгосрочной перспективе Китаю и России вряд ли удастся сохранить существующее полное единство позиций. Пекин в целом негативно относится к идее размещения своих войск за рубежом, но все же он совершает некоторые шаги по расширению влияния. Так, в частности, он построил военно-морскую базу в Джибути, а также наращивает активность участия в миротворческих операциях ООН.

По мере расширения экономических связей Китая в Центральной Азии, естественным образом будут расти и масштабы его военного присутствия в регионе, что, вероятно, огорчит Россию. Такие события, как, например, продажа оружия, будут бросать вызов рыночным позициям Москвы в регионе. А Китай, как известно, уже продает ракетные системы класса земля-воздух Туркменистану. Аналогичным образом, китайские инициативы в области безопасности, не предусматривающие участия России, могут заставить Кремль почувствовать тревогу.

Однако, пока Москва и Пекин нашли формулу взаимного дополнения в Центральной Азии: Россия остается доминирующей военной державой в регионе, а Китай играет ведущую роль в экономической сфере. Такое взаимопонимание дает основу для консультаций между ними в отношении мер по обеспечению безопасности. Пока Китай не решается размещать свои войска на постоянной основе в странах региона, что могло бы быть воспринято Москвой как вызов. И до тех пор, пока две державы будут согласовывать между собой стратегию обеспечения безопасности, именно сотрудничество, а не соперничество, будет определять их отношения в Центральной Азии.

Источник

Последние новости