Межправительственная группа экспертов по климатическим изменениям недавно напомнила всему миру о том, что повышение средней температуры воды в мировом океане означает, что все мы окажемся в большой беде уже в нынешнем столетии. Однако, как выясняется, возможно, некоторые страны скорее могут извлечь выгоду из глобального потепления.
Таяние северных полярных льдов происходит быстрее, чем предполагалось ранее, и побережье Арктики может освободиться от ледяного покрова уже к 2040 году, а это означает, что схватка за Северный полюс может обостриться уже в самое ближайшее время. Учитывая открывающиеся новые морские пути и большие ожидания, связанные с разработкой месторождений нефти и газа на арктическом шельфе, самым главным бенефициаром глобального потепления, по всей вероятности, станет Россия.
Из всех арктических стран, именно она в настоящее время проявляет наибольшую решимость извлечь максимальную пользу из своего географического положения, после многих веков ожидания, когда северные моря вступят, наконец, в игру. Если другие страны, как арктические, так и прочие, не подкрепят в самое ближайшее время свою стратегию весьма существенными инвестициями, они могут оказаться далеко позади в новой гонке за превосходство на Северном полюсе.
Таяние арктических льдов не только окажет неминуемое воздействие на окружающую среду, но также будет иметь геополитические последствия. Высока вероятность того, что оно сделает доступными для разработки огромные неразведанные запасы нефти и газа. А ведь есть еще и Северный морской путь, транспортный коридор с колоссальным коммерческим и военным потенциалом, который сокращает дорогу из Азии в Европу на 35-40 процентов по сравнению с маршрутом через Индийский океан и Суэцкий канал.
Территория в Арктике, на которую Россия заявила свои права (зеленым цветом; синим — 200-мильная экономическая зона; красным — согласованные границы)
Немногие инвесторы в настоящее время всерьез рассматривают вложение средств в ресурсы Крайнего Севера, но по мере того, как лед тает, все большее число энергетических компаний начинают анализировать варианты своих действий. Между тем, нынешним летом Venta Maersk стало первым коммерческим контейнерным судном, которое завершило успешное путешествие из Владивостока в Санкт-Петербург по Северному морскому пути. Ранее в этом году российская компания «Новатэк» доставила морем груз с СПГ в Китай, и это заняло всего 19 дней вместо обычных 35, которые требовались при использовании маршрута через Суэц. Открытые для навигации северные моря означают, что Россия сможет гораздо легче экспортировать свой СПГ и тем самым резко нарастить поставки углеводородов с удаленных месторождений Сибири. Уже одно это является колоссальной экономической перспективой для Москвы.
Изменение климата также означает, что увеличится продолжительность периода навигации. А на самые холодные времена Россия располагает внушительным флотом: в ее распоряжении 40 ледоколов, часть из которых атомные. Атомные ледоколы значительно превосходят по эффективности своих дизельных «коллег»: они способны прокладывать путь через более толстые льды, а кроме того, не нуждаются в дозаправке топливом в условиях труднодоступного Крайнего Севера.
Даже если Россия не получит прав на дополнительные арктические территории, она все равно будет контролировать Северный морской путь.
Разумеется, Россия не одна в Арктике. Соединенные Штаты, Канада, Норвегия, Дания, Швеция, Финляндия и Исландия имеют территории, которые находятся в районе Полярного круга. Кроме того, другие страны также хотели бы получить кусок этого пирога, и они утверждают, что Арктика не принадлежит ни одному государству, а является «глобальным достоянием». Так, Китай, расположенный далеко от Арктики, еще в 2014 году объявил о своем намерении стать «полярной сверхдержавой». А в 2018 году Пекин опубликовал документ под названием «Арктическая политика», в котором он заявляет о том, что будет защищать свои интересы в регионе. Китай уже сейчас инвестирует немалые средства в стоительство ледокольного флота и намерен сотрудничать с другими странами в создании «полярного Шелкового пути».
Все это подтолкнуло многих наблюдателей к сравнению ситуации вокруг Арктики с «Большой Игрой» XIX века в Центральной Азии. Аналогия, возможно, на самом деле неизбежна, но она не вполне точна. Вопросы Арктики в основном регулируются международными договорами, и прежде всего Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву от 1982 года (ЮНКЛОС). Этот документ подробнейшим образом описывает разграничение территориальных морей, экономических зон и право транзитного прохода. Арктический Совет включает в себя страны и коренные народы Арктики. Совет работает над проблемами устойчивого развития и охраны окружающей среды, а также является важной платформой для международного диалога и мирного сотрудничества в Арктике. Однако, в круг его полномочий не входят вопросы военной безопасности.
Между тем, положения Конвенции по морскому праву ЮНКЛОС, безусловно, открыты для различных интерпретаций, которые могут привести к пограничным спорам. Так, например, определение понятия «континентальный шельф» стало основой для спора по поводу хребта Ломоносова, подводного хребта в Северном Ледовитом океане длиной 1800 километров, который, как считают многие специалисты, особенно богат нефтью и газом. Россия полна решимости защитить свои права на этот хребет. Исследовательская экспедиция «Арктика-2007» привлекла внимание прессы всего мира, когда Россия попыталась доказать свою правоту: ученые, принимавшие участие в экспедиции, утверждали, что структура земной коры под хребтом Ломоносова идентична прилегающему российскому континентальному шельфу.
Канада и Дания оспаривают эти претензии, причем Дания стремится доказать, что хребет Ломоносова с геологической точки зрения является продолжением Гренландии. Маловероятно, что ООН разрешит этот спор в обозримом будущем: Россия уже в течение нескольких лет предпринимает различные маневры на этом направлении. Так, в 2012 году российские ученые предложили переименовать Северный Ледовитый океан в «Русский океан». Пятью годами ранее участники экспедиции «Арктика-2007» предприняли опасное погружение на дно океана на Северном полюсе и установили флаг Российской Федерации на хребте Ломоносова. Важно отметить, что Россия наращивает военное присутствие в Арктике, создает новые арктические бригады, формирует Объединенное арктическое стратегическое командование и восстанавливает военные аэропорты времен холодной войны. Арктический регион остается одним из основных стратегических приоритетов России, как видно из ее «Арктической стратегии», провозглашенной Владимиром Путиным в 2008 и 2013 годах.
Другие страны Арктики также имеют собственные стратегии для этого региона. Они уделяют большое внимание устойчивому развитию Севера, защите окружающей среды, правам коренных народов и мирному урегулированию конфликтов. Военный компонент в их стратегии гораздо менее заметен, и они меньше инвестируют в инфраструктуру, которая обеспечивает доступ к ресурсам Крайнего Севера. Хотя ледоколы являются жизненно важным инструментом для работы в условиях Арктики, Соединенные Штаты обладают только двумя такими судами. Барак Обама призывал к созданию новых ледоколов, но результатов пока не видно. Приобретение новых кораблей такого типа – непростая задача, поскольку каждый из них стоит около миллиарда долларов, а его строительство занимает в среднем 10 лет. Между тем, Путин ведет себя как собственник этого региона. Так, недавно он предложил Индии присоединиться к российским проектам в Арктике.
Даже если Россия не отвоюет права на дополнительные территории, на которые она претендует, она в любом случае сохранит свой контроль над Северным морским путем и сумеет извлечь выгоду из увеличения морского трафика в Арктике. Россия уже создала администрацию Северного морского пути, которая является федеральным бюджетным учреждением, уполномоченным давать разрешение на навигацию по маршруту и оказывать помощь в прокладке пути во льдах с помощью ледокольных судов. Помимо того, что этот маршрут намного короче, он также значительно глубже южного, а это означает, что суда могут перевозить большее количество грузов. Другой северный путь – Северо-Западный проход вокруг побережья Канады – не столь привлекателен, поскольку воды там относительно мелкие. Более того, судоходство по этому маршруту будет осложнено противоречащими друг другу претензиями разных стран на суверенитет над этими водами.
В последние годы стало привычным слышать о том, что у России имеется стратегия абсолютно для всего: стратегия для западных соседей, стратегия для Евразии, стратегия дестабилизации и раскола Европы. Хотя Россия очень активна на многих фронтах, она не всегда успешна в достижении своих целей, а слово «стратегия» часто является преувеличением. Страна не всесильна и не обладает достаточными ресурсами для решения всех проблем на своих границах. Тем не менее, другим будет трудно догнать ее, поскольку у России есть большое начальное преимущество.
Остальные страны должны быть готовы к тому, что Россия и впредь будет стремиться получить больше, чем она получает сегодня в рамках Конвенции ЮНКЛОС. Учитывая ее особый интерес к хребту Ломоносова, масштабные военные приготовления в Арктике, а также напористую внешнюю политику в целом и стремление играть более важную роль в мировом порядке, вполне можно предположить, что Россия может просто начать разведку и разработку ресурсов хребта Ломоносова, поставив всех перед свершившимся фактом. В этой ситуации только другие крупные державы могут повернуть вспять ход событий. На данный момент неясно, кто готов вступить в такую конфронтацию с Россией, и даже имеется ли у какой-нибудь страны стратегия, опыт и технология для этого.
Читайте также
Последние новости