Одним из наиболее важных географических преимуществ Исламской республики Иран является то, что через нее проходит транспортный коридор Север-Юг, соединяющий Россию, кавказский регион и Центральную Азию с Южной и Юго-Восточной Азией, и прежде всего с Индией, у которой имеются обширные финансовые связи с Россией.
Например, объем товарооборота между Индией и Россией, согласно данным Министерства иностранных дел Индии, оценивается в 11 миллиардов долларов. Эксперт в области транспортной экономики Мохаммад-Дзжавад Шахджуи указал на долю Ирана в транзите товаров, которыми обмениваются Россия и Индия через коридор Север-Юг, и заявил: «Если мы примем во внимание товарооборот в размере 11 миллиардов долларов и предположим, что 10 процентов этого объема пройдет через Иран, мы можем получить до 1,1 миллиарда долларов оборота только от коридора Север-Юг и от российской торговли с Индией.
В ходе первых дебатов в рамках президентских выборов, состоявшихся 5 июня, лишь один из кандидатов поднял вопрос о завершении железнодорожной инфраструктуры как одном из важных факторов экономического развития страны и заявил, что если страна будет инвестировать в коридор Север-Юг, и он вступит в эксплуатацию, Иран сможет получать доход в размере около 30 миллиардов долларов в год, что пойдет на пользу всем слоям общества.
Достижение таких доходов требует развития железнодорожной и автодорожной инфраструктуры. В настоящее время коридор Север-Юг в Иране состоит из двух портов, Бандар-Аббас и Чабахар, которые оснащены необходимой железнодорожной инфраструктурой. Следует отметить, что реконструкцию порта Чабахар планируется завершить в следующем году.
Премьер-министр Азербайджанской Республики в ходе своего визита в Иран в 2015 году, вскоре после заключения соглашения СВПД, в беседе с тогдашним министром дорог и городского развития Ирана одобрил предоставление средств в размере 500 миллионов долларов и участие Азербайджанской Республики в строительстве железнодорожного участка Решт-Астара. Однако, к сожалению, приходится констатировать, что эта сумма до сих пор так и не выделена Ирану, и похоже, позиция Баку по этом вопросу полностью изменилась.
На прошлой неделе глава Организации содействия торговле Ирана и заместитель министра промышленности, шахт и торговли Хамид Задбум по итогам своего визита в Москву заявил о готовности России к участию в строительстве железнодорожной инфраструктуры в рамках коридора Север-Юг.
«Похоже, что Россия собирается строить железнодорожную магистраль Решт-Астара», – добавил он.
Генеральный директор Российского экспортного центра (РЭЦ) Вероника Никишина заявила в ходе встречи с ним, что РЭЦ готов предоставить услуги российских компаний по строительству участка коридора Север-Юг в Исламской Республике Иран, в том числе железнодорожные линии, путевые стрелки и другое необходимое оборудование.
Скорее всего, часть финансирования, необходимого для завершения строительства железнодорожной инфраструктуры коридора Север-Юг в Иране, будет предоставлена России, а не Азербайджану, подчеркнул Задбум.
Читайте также
Последние новости