США с запозданием включились в гонку «вакцинной дипломатии», но сейчас пытаются обогнать Россию и Китай, у которых был хороший старт.
На фоне того, что основное внимание обращено в первую очередь на вакцинацию собственного населения, кампания по вакцинации в США выглядит довольно успешной – полностью вакцинировано уже 48% американцев. Большинство тех, кто хотели вакцинироваться, это сделали. Сейчас проводятся клинические испытания вакцины для детей и делаются усилия убедить американцев, которые не решаются вакцинироваться, всё-таки сделать укол. Этот прогресс позволил США больше сосредоточиться на помощи другим странам в борьбе с пандемией.
Когда к власти пришёл Байден, его команде было хорошо известно, что США критикуют за недостаточную помощь в борьбе с пандемией в остальном мире. В феврале Байден сделал первый шаг — пообещал выделить 4 млрд. долларов на программу COVAX, всемирную инициативу по обеспечению равного доступа к вакцинам. В марте Вашингтон объявил, что пошлёт 4 млн. доз AstraZeneca Мексике и Канаде. В апреле администрация Байдена объявила, что планирует поделиться 60 млн. доз вакцины AstraZeneca с другими странами, как только будет получено одобрение американского регулятора.
Эти первые шаги выглядели довольно скромно на фоне действий России и Китая, которые отправляли вакцины собственной разработки во множество стран, несмотря на отставание программ вакцинации у себя дома.
Однако в последние недели США активно начали поставлять вакцины в другие страны. Смена подхода началась с заявления, что в течение этого лета США выделят 80 млн. доз из собственных запасов. 75% доз будут направлены на программу COVAX, остальное США направят непосредственно конкретным странам — соседним Мексике и Канаде, а также Гаити, Южной Корее и Афганистану, а также ряду других стран Азии, Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки.
После этого крупного шага Байден в июне заявил, что правительство США закупит 500 млн. доз вакцины Pfizer для поставок в другие страны. США будут сотрудничать с COVAX, чтобы распределять эти дозы. Они также поддерживают усилия по расширению местного производства вакцин в разных странах, и Байден высказался в поддержку спорной идеи отказа от патентов на вакцины.
Помощь США представляет собой крупный шаг вперёд в усилиях по вакцинации во всём мире. С точки зрения масштабов, 500 млн. доз вакцины Pfizer это намного больше, чем 121 млн. доз, которые до сих пор были поставлены в рамках программы COVAX, но по-прежнему гораздо меньше, чем поставленная COVAX цель – распределить в этом году 2 млрд. доз.
Есть несколько причин, почему США заинтересованы в передаче вакцин. От прекращения пандемии выиграют все – ведь, пока пандемия бушует в других странах, она по-прежнему будет представлять угрозу для здоровья американцев. Экономика США тесно связана с глобальной экономикой, которая не сможет полностью восстановиться, пока пандемия не будет взята под контроль. Кроме того, многие политики чувствуют моральный долг помочь остальному миру, особенно сейчас, после проведения вакцинации в США. Байден хочет сделать внешнюю политику более актуальной и явно выгодной для среднего американца — Белый дом подчеркнул, что сделка по Pfizer будет выгодна для американских производителей и создаст новые рабочие места в США.
Ещё один фактор – соперничество с Россией и Китаем в гонке т.н. вакцинной дипломатии. Обе страны гораздо раньше, чем США, обещали поставку вакцин; Москва и Пекин неоднократно противопоставляли скупость Европы и США своей готовности делиться. Это помогло России и Китаю как усилить своё влияние, так и улучшить репутацию.
Однако усилия России и Китая натолкнулись на серьёзные препятствия. ВОЗ ещё не одобрила российскую вакцину, и Россия сталкивается со значительными проблемами и задержками в производстве и поставках, часто не оправдывая ожиданий по доставке. По мере того, как набирает обороты кампания по вакцинации внутри страны, её возможности по экспорту вакцин могут ещё больше снизиться. Две китайских вакцины одобрены ВОЗ и, по-видимому, помогают предотвратить тяжёлое течение заболевания, но есть серьёзные сомнения в их эффективности в предотвращении распространения вируса. В нескольких странах, активно применявших китайские вакцины, по-прежнему случаются крупные вспышки заболеваемости.
Хотя Россия и Китай имели фору, США надеются использовать свою высокоэффективные вакцины, чтобы выиграть в игре вакцинной дипломатии. Байден выразил надежду, что США могут стать «арсеналом вакцин» в борьбе с пандемией и поместил эти рассуждения в более широкий контекст конкуренции между демократией и авторитаризмом. Великобритания объявила о планах передать 100 млн. доз программе COVAX, а лидеры стран ЕС заявили, что предложат, по меньшей мере, ещё 100 млн. доз. Многое будет зависеть от того, насколько гладко пойдут усилия США, ЕС, России и Китая в следующие несколько месяцев.
Вакцины сейчас стали частью глобальной геополитической борьбы. Это может иметь положительные последствия для мира. Если конкуренция заставляет несколько стран поставлять больше вакцины другим, это может принести пользу многим людям и поможет победить пандемию, независимо от того, кто выиграет в гонке вакцинной дипломатии.
Читайте также
Последние новости