В ответ на новые российские правила, касающиеся Северного морского пути, военно-морской флот США этим летом планирует провести в Арктике значительные операции, возможно, даже операцию по свободе навигации, хотя точная их природа пока остается неясной.
Однако какую бы форму эти операции ни приняли, они будут ограничены сложным — а иногда и противоречивым набором связанных с Арктикой геополитических факторов.
В марте Россия ограничит движение по Северному морскому пути — с требованием уведомлять ее за 45 дней, предоставить подробные характеристики кораблей и доступ на них российским навигаторам.
Обобщая позицию США, контр-адмирал ВМФ Томас Маротта заявил, «Согласно международному праву, вы можете передвигаться — в военном, коммерческом или частном порядке по нашим океанам и через наши проливы».
Конвенция США по морскому праву предоставляет такие права. Тем не менее, она также предоставляет странам право применять законы о безопасности и защите окружающей среды в водах за пределами их территориальных вод, но в пределах их исключительных экономических зон, если эти воды покрыты льдом большую часть года.
Министр по делам военно-морского флота США Ричард Спенсер на апрельских слушаниях в сенатском комитете по вооруженным силам подчеркнул важность учений и общей готовности в условиях холодной погоды — отчасти для подготовки к операциям по свободе навигации а также другим «активным маневрам» на севере.
Однако единственный средний ледокол США USCGC Healy забронирован на протяжении всего лета, так что маловероятно что он сможет сопровождать суда ВМФ через насыщенные льдами воды. Транзит должен происходить в открытых водах или проходить с привлечением такого союзника как Канада.
«Может просто не оказаться поддержки, которая появится и поможет в случае чего», говорит доцент военно-морского колледжа США Ребекка Пинкус. «У нас нет мощного ледокола, который мог бы обеспечить такую операцию».
Отставной адмирал Пол Зукунфт говорит что застревание во льду во время арктической операции и необходимость звать Россию или Канаду на помощь «было моим самым большим страхом во время командования».
Перед тем как проводить операции по свободе навигации, нужно будет многое сделать, говорит он. Береговая охрана и ВМФ должны будут изучить все возможные негативные последствия и составить планы по их устранению — процесс, который занимает месяцы или даже годы, в том числе и когда проект имеет высокий приоритет.
«Это не тот случай когда можно отправить малонадежную платформу саму по себе, с очень большой вероятностью того что нам придется обратиться к России и попросить ее помочь», говорит Зукунфт. «С этого момента мы потеряем аргументы для свободной навигации».
В 1960-х США пытались пройти Северный морской путь — CCCР не дал.
В ходе того инцидента СССР «провел полномасштабную многовекторную операцию без каких-либо ограничений чтобы остановить нас, и они в этом преуспели. Дважды», сказала Пинкус. «Ледоколы береговой охраны получили приказ развернуться».
Подобного же ответа она ожидает и от России, если США предпримут попытку аналогичного прохода. «Российский флот бросит на это все что у них есть», говорит она. «Они не отступят. И думаю, для США будет представлять большую проблему с тем, что тогда нам предпринять».
Если есть вероятность что американские корабли могут повернуть назад, как они сделали это в 1960-х, то лучше вообще не предпринимать эту попытку, чтобы не показаться слабыми.
На прошедшем на прошлой неделе симпозиуме доцент политологии в Университете Калгари Роберт Хьюберт спросил сенатора Салливана, не откроет ли транзит «свободной навигации» Соединенных Штатов через Северо-Западный проход поле для деятельности России и Китая.
«Потому что, если вы вы будете настаивать что это международный водный путь, это будет означать что российские и китайские подводные лодки имеют право транзита через этот проход, а также их бомбардировщики имеют право пролета», говорит он. «Не подвергнет ли это как Канаду так и США большей опасности, если вы действительно осуществите транзит свободы навигации и одержите верх?».
Салливан уклонился от вопроса, ответив что США проводят компании по свободе навигации по всему миру.
«Я дна самом деле считаю, что это важный элемент нашей национальной безопасности и наших интересов в этом регионе», сказал он. «Там где мы считаем что это международный водный путь, будь то в Арктике или Южно-Китайском море, у Соединенных Штатов есть традиция проводить операции по свободе навигации. И я думаю, важно сделать это и в Арктике».
Читайте также
Последние новости