В кругах, связанных с обеспечением национальной безопасности Соединённых Штатов, всё громче звучат разговоры о новой холодной войне между соперничающими великими державами. Подобные мысли, в лучшем случае, можно назвать ошибочными, а в худшем – попросту опасными. Не так давно группа весьма осведомлённых американских специалистов предупреждала о необходимости воздержаться от подобных оценок касательно Китая, чтобы и в самом деле не накликать беду. Надо отметить, аналогичная смена позиции требуется и в отношении России – как бы неприглядно методы управления Владимира Путина ни выглядели в глазах американцев.
В стратегии национальной обороны, разработанной администрацией Трампа в 2018 году, как и в «третьей стратегии компенсации», предложенной администрацией Обамы во время его второго срока, сделан вполне благоразумный акцент на необходимости сдерживания конфликта великих держав. Без сомнения, в течение последних лет действия России и Китая стали более самоуверенными и даже угрожающими, но и сами США нередко заходят слишком далеко в своей политике относительно этих стран. Если говорить о России, нужно не допускать распространения представлений о необходимости постоянной борьбы с Москвой – хотя можно признать полезными мероприятия НАТО, направленные на модернизацию и умеренное усиление военного присутствия в таких областях, как прибалтийские страны и Польша.
Опасности и просчёты политики холодной войны, а также сопутствующие ей антагонизм и представления о приоритетности военных решений можно рассматривать с нескольких сторон. Прежде всего, мышление подобными категориями чревато отсутствием критического отношения к собственному курсу, что мешает поиску новых подходов, необходимых для снижения напряжённости между США и Россией. Хорошей иллюстрацией сказанного служит расширение НАТО, особенно включение в состав альянса бывших советских республик. Как известно, в 2008 году было официально объявлено о том, что через какой-то неопределённый срок Украина и Грузия будут приняты в ряды НАТО. Президенты Обама и Трамп выступили в поддержку этого проекта администрации Буша – однако его реализация была бы ошибкой.
И географически, и стратегически подобные действия заставили бы НАТО шагнуть слишком далеко, в то время как альянс создавался для поддержания стабильности в североатлантическом регионе. Более того, эти страны были фактически превращены в мишени, учитывая отсутствие поэтапного плана их вступления в НАТО и каких-либо временных решений по поводу обеспечения безопасности. Новая концепция безопасности восточноевропейских стран действительно нужна, но она не должна подразумевать принятие их в ряды альянса. Сегодняшняя ситуация с призрачным обещанием будущего членства только наносит удар по престижу НАТО.
Новая система безопасности должна оставить независимым государствам возможность воспользоваться какими-либо другими путями развития, например, правом на вступление в ЕС (в случае получения соответствующего приглашения), но членство в НАТО не приведёт ни к чему хорошему. По правде говоря, в настоящее время это просто нереально.
Мир полон неустроенности и рисков – это действительно так. Но люди, которые уподобляют нынешние условия холодной войне, похоже, совсем не помнят, насколько опасным был тот неспокойный период.
Читайте также
Последние новости